Узбекистан: Курс сума падает, а черный рынок валюты процветает

Белый седан останавливается у обочины на оживленном перекрестке в центре Ташкента. Водитель приспускает стекло, к машине подходит стоящий поблизости человек, водитель передает ему пачку 100-долларовых купюр, подошедший в обмен протягивает черный полиэтиленовый пакет, а затем машина отъезжает.

Черный пакет был наполнен узбекскими сумами, а эти двое мужчин только что совершили одну из множества сделок, ежедневно имеющих место на валютном черном рынке Узбекистана.

Несмотря на сообщения о рейдах, черный рынок, судя по всему, работает свободно. На ташкентских базарах валютчики стоят на своих обычных местах и негромко, нараспев повторяют прохожим: «Доллары, доллары, российские рубли».

Когда подходит покупатель, они отходят в тихий угол и совершают сделку, а милиция закрывает на это глаза.

Уличная торговля валютой - это лишь верхушка айсберга. Большинство сделок заключается за закрытыми дверями: люди звонят валютчикам и договариваются о встрече.

Курс на черном рынке Узбекистана в последнее время постоянно меняется, что наблюдатели связывают с обвалом курса российского рубля и сокращением денежных переводов от трудовых мигрантов. С начала года черный курс сума к доллару упал на черном рынке на 25%. По состоянию на 10 июня он находился на уровне 4,3 тыс сумов за доллар. Тем временем официальный курс сума за тот же период упал лишь на 6%, составив 2583 сума за бакс.

«Сум обесценился», - сказал со вздохом один ташкентец средних лет, говоривший с EurasiaNet.org на условиях анонимности, как и все остальные опрошенные при подготовке данной статьи. - Как-то курс [на черном рынке] даже превысил 5 тыс сумов!», - добавил он, имея в виду период в середине мая, когда курс на непродолжительный период поднялся до 5,2 тыс сумов за доллар.

Затем в том же месяце курс упал до 3,5 тыс сумов на фоне признаков того, что власти вмешались с целью его «стабилизации». По сообщению РС/РСЕ, службы безопасности усилили проверки и валютчики на время пропали с улиц, но, как и в случае с предыдущей подобной акцией, закручивание гаек вскоре прекратилось и черный рынок опять заработал как обычно.

По мнению скептиков, повышение курса сума к доллару в конце мая указывает на то, что администрация президента Ислама Каримова, если захочет, может взять черный рынок под контроль. Их утверждения подтверждаются тем фактом, что в 2003 году удалось практически устранить (правда, ненадолго) черный рынок валюты, когда официальный курс сравнялся с черным и неофициальные менялы остались не у дел.

Обычно черный курс примерно на треть выше официального, но в последние недели разрыв увеличился до двух третей.

Черный рынок выводит огромные потоки денег из официального финансового сектора. Тем не менее, судя по отчетам международных организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ), официальный финансовый сектор пребывает в добром здравии. Посетившая Узбекистан в мае делегация МВФ пришла к выводу, что банковский сектор страны «отличается стабильностью и высоким уровнем капитализации и ликвидности».

«На конец марта 2015 года коэффициент достаточности капитала в банковском секторе составлял около 24%, а рентабельность активов находилась на уровне 2%, - сообщили представители МВФ по электронной почте в ответ на запрос EurasiaNet.org. - Соотношение ликвидных активов и краткосрочных обязательств находится на уровне примерно 75%, что значительно выше рекомендуемого минимума в 30%».

Однако есть признаки того, что здоровье банковской системы является иллюзорным. В мае в распоряжение РС/РСЕ попало письмо, якобы написанное на имя президента Ислама Каримова, в котором высокопоставленный чиновник Центрального банка жалуется на дефицит ликвидности в размере 1,5 трлн сумов ($600 млн), по причине которого банки не могут выдать государственным учреждением деньги на выплату зарплат.

Затем появилось сообщение (опубликованное сайтом «Узметроном», который, как считают эксперты по Центральной Азии, связан с узбекскими спецслужбами), что банковская администрация заморозила операции по конвертации, которые являются единственным способом для иностранных и местных предприятий приобрести твердую валюту.

Центробанк гневно опроверг данное сообщение, назвав его «выдумкой» и «провокацией», а коммерческие банки подтвердили утверждение Центробанка.

По словам работающих в Узбекистане предпринимателей, практически невозможно установить правдивость или ложность вышеупомянутого сообщения по причине крайней забюрократизированности процесса конвертации. В последнем докладе правительства США об инвестиционном климате в Узбекистане отмечается, что процедуры по конвертации валют излишне обременительны. «В соответствии с установленными в банковском секторе правилами, процесс конвертации валют должен занимать не более двух недель, но на деле задержки составляют от трех месяцев до года и более», - говорится в докладе.

Местные предприниматели сетуют, что официальные процедуры по конвертации сокращают их доходы, т.к. на практике они не могут воспользоваться своим законным правом на покупку твердой валюты, что заставляет их приобретать ее на черном рынке.

Один владелец малого предприятия в сфере туризма сообщил EurasiaNet.org, что обязан платить арендную плату в долларах и поэтому ему приходится покупать валюту на черном рынке по курсу, на две трети выше официального.

Люди также отмечают наличие проблем при покупке положенных им по закону $2 тыс в квартал по официальному курсу (деньги при таких операциях переводятся на дебитную карту для использования за границей; наличные не выдаются).

«У вас есть на это право, но вы не можете им воспользоваться, - сказал EurasiaNet.org житель Ташкента Дильшод (имя изменено), которому нужны доллары для поездок за границу. - Банковские работники говорят всем, что имеется очередь и деньги можно будет получить через 2-3 месяца. Они говорят, что банк превысил [долларовый] лимит».

По этим причинам люди вынуждены покупать валюту у менял на черном рынке, которые за $2 тыс берут 8,6 млн сумов, тогда как по официальному курсу эту сумму можно было бы приобрести за 5,2 млн сумов.

По словам Дильшода, люди теряют деньги, а заправилы черного рынка, и те, кто их крышует, несметно богатеют.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.