Кыргызстан: Сообщения о пытках и вымогательстве со стороны милиции

Власти Кыргызстана должны незамедлительно провести тщательное и беспристрастное расследование заявлений о незаконном задержании милицией трех человек и недозволенном обращении с ними, в связи с разбойным нападением, заявила Хьюман Райтс Вотч. Двое из задержанных были госпитализированы вследствие, как утверждается, жестокого обращения, доходившего до уровня пыток. Власти также должны расследовать заявления о попытках вымогательства сотрудниками милиции денег у родственников двоих из задержанных в обмен на их освобождение.

«По-видимому, в этом деле милиция далеко перешагнула за рамки закона, - говорит Мира Ритман, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - Пыткам, ни при каких обстоятельствах не может быть оправдания - вне зависимости от тяжести преступления».

Власти также должны расследовать рассылку 19 ноября СМС-сообщений угрожающего содержания адвокатам двоих из задержанных в Оше - Назгуль Суйунбаевой и Динаре Турдуматовой, на которых оказывалось давление отказаться от данных дел.

29-летний Давлет Маразыков был задержан милицией ночью 9 ноября 2013 г. сразу после того, как в ошском аэропорту у бизнесмена из Кара-Суу в результате разбойного нападения отобрали 4,5 млн. долларов США наличными. В местных СМИ сообщалось, что четверо вооруженных мужчин обстреляли машину бизнесмена, после чего напали на него и забрали сумки с деньгами. По словам Суйунбаевой - адвоката Маразыкова, во время нападения машина бизнесмена врезалась в машину ее клиента, который в результате получил перелом ноги. В СМИ сообщалось, что у Маразыкова изъяли сумку с 1,1 млн. долларов.

По словам адвоката, прибывшие на место сотрудники милиции сразу стали бить Маразыкова, в том числе по сломанной ноге. Когда приехала «скорая», милиционеры сопроводили Маразыкова в больницу, но не позволили медработникам оказать ему помощь. Вместо этого они продолжали избивать его, по-видимому - чтобы принудить его назвать сообщников. Адвокат также сообщила Хьюман Райтс Вотч, что только после того как Маразыков потерял сознание, милиционеры перевезли его в другую больницу, где его нога была прооперирована.

По словам адвоката, Маразыков сообщил ей, что 13 ноября, на следующий день после операции, милиция забрали его из больницы в участок на допрос, где около двух часов его били по голове и по сломанной ноге, чтобы заставить отвечать на вопросы. Адвокат Маразыкова сообщила Хьюман Райтс Вотч, что когда сотрудники милиции привезли его обратно в больницу, врачи диагностировали у него травму головы.

Суйунбаева также сообщила Хьюман Райтс Вотч, что сотрудники милиции не позволяли ей встретиться с Маразыковым 11 и 12 ноября. Ей разрешили поговорить с ним 13 ноября - после ее обращений к уполномоченному по правам человека в Оше, правозащитникам Кыргызстана и другим, - однако только в присутствии милицейского следователя, что является нарушением права Маразыкова по законодательству Кыргызстана на конфиденциальное общение.

В тот день Суйунбаева подала в городскую прокуратуру Оша жалобу с изложением заявлений ее клиента о пытках. Уголовное дело властями до сих пор не возбуждено.

Она сообщила, что сотрудники милиции оказывали давление на врача больницы, где находится Маразыков, с требованием выписать его для передачи им в руки. По ее словам, врач отказался на том основании, что Маразыков был еще в процессе восстановления.

Правозащитная группа Кылым Шамы, отслеживающая это дело, информировала Хьюман Райтс Вотч, что еще два человека из родного города Маразыкова также подверглись недозволенному обращению и пыткам по подозрению в причастности к разбойному нападению. Родственники 32-летнего Мирбека Тешебаева и 25-летнего Фархата Юлбасарова, сообщили Хьюман Райтс Вотч, что ни того, ни другого не было в Оше в день, когда было совершенно преступление.

В заявлении относительно Тешебаева, не называя его имени, Кылым Шамы отметила, что он был задержан 13 ноября шестью сотрудниками в штатском у своего дома близ Джалалабада на юге Кыргызстана. Сотрудники милиции представились отцу Тешебаева друзьями его сына, чтобы выманить Тешебаева из дома. Они задержали его, не сообщив семье ни причин для его задержания, ни места его доставления.

Тешебаев сказал Кылым Шамы, что его доставили в Ош, где до утра продержали в неустановленном месте, избивали, заматывали голову пластиковым пакетом, чтобы получить от него признание в участии в разбойном нападении. Тешебаев утверждает, что милиционеры с его телефона звонили его брату в Бишкек, требуя 5 тыс. долл. США за освобождение задержанного.

Не получив денег, милиционеры в штатском 14 ноября отвезли Тешебаева в Бишкек, чтобы выйти на его брата. Родственник Тешебаева заявил Хьюман Райтс Вотч, что по дороге из Оша в Бишкек милиционеры в какой-то момент вывели Тешебаева из машины и заставили стоять обнаженным на морозе. В Бишкеке Тешебаева держали на частной квартире и, по информации Кылым Шамы, продолжали избивать по корпусу и по голове.

Отдельно от этого эпизода, семья Юлбасарова сообщила Хьюман Райтс Вотч, что 14 ноября сотрудники милиции в штатском задержали Юлбасарова у его дома в Бишкеке и держали его в городе в неизвестной квартире в наручниках, требуя признания. Его бишкекский адвокат Динара Медетова сообщила, что его также избивали.

15 ноября милиционеры нашли брата Тешебаева и насильно доставили обоих братьев на квартиру, где держали Юлбасарова. По информации Кылым Шамы, милиция требовала от брата Тешебаева выкупить задержанного брата. В том время, когда его брат находился в квартире, Тешебаев попытался повеситься на шнурках, сообщает Кылым Шамы. Он был госпитализирован, и в настоящее время находится в критическом, но стабильном состоянии.

Семья Юлбасарова заявила Хьюман Райтс Вотч, что милиционеры из Оша также пытались вымогать у них 5 тыс. долл. США за освобождение родственника. Однако после предпринятой Тешебаевым попытки покончить с собой, Юлбасарова отвезли в городской отдел внутренних дел Оша. 18 ноября суд санкционировал его задержание на 15 суток по делу о разбойном нападении. 16 ноября ошским адвокатом Юлбасарова в городскую прокуратуру Оша была подана жалоба на его незаконное задержание, однако уголовное дело властями пока не возбуждено.

Тешебаев и Юлбасаров утверждают, что не имеют никакого отношения к разбойному нападению. Адвокат Маразыкова говорит, что тот не отрицает своей причастности.

18 ноября адвокатом Тешебаева была подана жалоба в городскую прокуратуру Бишкека, относительно заявлений Юлбасарова и Тешебаева о незаконном задержании и пытках. Уголовные дела властями пока не возбуждены.

Власти должны незамедлительно начать полное и беспристрастное уголовное расследование по заявлениям о пытках и недозволенном обращении, а также о незаконном задержании всех трех человек, считает Хьюман Райтс Вотч. Расследование должно включать судебно-медицинское освидетельствование Маразыкова и Тешебаева, которые по-прежнему госпитализированы.

Власти также должны расследовать заявления о попытках вымогательства. Брат Тешебаева подал жалобу в Генеральную прокуратуру.

Пытки и недозволенное обращение устойчиво сохраняются в Кыргызстане, как широко распространенные проблемы на фоне всеобщей безнаказанности таких практик, несмотря на принятие властями некоторых мер по предотвращению пыток, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

Буквально на днях, 13 ноября, после рассмотрения последнего по времени доклада Кыргызстана Комитету ООН против пыток, правительство пообещало решить эту проблему. В своем заключительном заявлении Комитету заместитель генерального прокурора Уланбек Халдаров заявил, что правительство признает существование проблемы пыток в Кыргызстане и «настроено на бескомпромиссную борьбу с этим негативным явлением».

«Если правительство всерьез говорит о «бескомпромиссной борьбе» с пытками, то оно должно продемонстрировать это, обеспечив правосудие Маразыкову, Юлбасарову и Тешебаеву, - говорит Мира Ритман. - Генеральная прокуратура должна обеспечить привлечение к ответственности каждого сотрудника милиции, причастного к пыткам и недозволенному обращению в отношении этих людей».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.