Таджикистан: задержаны активисты оппозиции

16 сентября 2015 власти Таджикистана задержали, по меньшей мере, 13 активистов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), заявили сегодня Хьюман Райтс Вотч, Норвежский Хельсинкский комитет и Ассоциация «Права человека в Центральной Азии». Власти должны немедленно освободить задержанных или, в случае имеющихся неопровержимых доказательств совершения ими преступления, должны привлечь их к ответственности по закону и обеспечить соблюдение всех процессуальных норм, включая своевременный доступ к независимому адвокату и контакты с членами их семей.

17 сентября Генпрокуратура распространила заявление о проведенных арестах, предположительно, в целях «предотвращения новых террористических актов и (...) преступлений экстремистского характера», среди арестованных заместитель председателя партии Махмадали Хаит и первый заместитель Саидумар Хусайни. Генпрокуратура также обвинила партию в причастности к яростной атаке на полицейский участок и склад оружия, которая началась 4 сентября.

«Данные аресты ни что иное, как полномасштабное нападение на инакомыслие в Таджикистане», - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Таджикские власти обязаны немедленно привлечь этих людей к ответственности за конкретные преступления или освободить их, и соблюдать принцип презумпции невиновности. Они не могут держать активистов оппозиции под надуманным предлогом предотвращения будущих преступлений!»

В заявлении прокуратуры говорится, что заместитель министра обороны Таджикистана на тот момент Абдухалим Назарзода, которого чиновники обвинили в причастности к нападениям на полицейский участок и склад оружия, действовал по приказу партии и, в том числе по приказу, проживающего в изгнании лидера Мухиддина Кабири. Назарзода был убит в ходе спецоперации 16 сентября. В ходе столкновений погибли 9 полицейских и 17 боевиков.

Официальные представители партии, в том числе Кабири и Хаит, неоднократно публично отвергали обвинения, что партия, была связана или каким-либо образом поддерживала мятеж со стороны заместителя министра обороны на тот момент.

Кабири, который покинул страну в июне, опасаясь уголовного преследования, сказал нескольким агентствам новостей, что полиция задержала до 50 членов партии, включая все высшее руководство. Согласно международному праву задержанные должны незамедлительно предстать перед судьёй, который должен вынести решение относительно их дальнейшего содержания под стражей.

Среди прочих, о чьих арестах было обьявлено: Умарали Хусайнова, Рахматуллы Жобира, Абдукахора Давлата, Саттора Каримова, Зубайдулло Розика, Файзмухаммада Мухаммадали, Хикматулло Сайфуллозоды, Киёмиддина Авазова, Зарафо Рахмони, Махмадшарифа Набиева, Абдусамада Гайратова и Вохидхона Косиддинова.

Аресты произошли спустя несколько дней после принудительного закрытия ПИВТ властями по надуманным основаниям, на фоне давно продолжающейся кампании по искоренению оппозиционной политической деятельности внутри страны и среди активистов за рубежом.

В заявлении от 17 сентября генеральный прокурор обвинил Кабири в непосредственном участии в ожесточённых столкновениях возле Душанбе 4 сентября между правительственными силами и людьми верными Назарзоде. В заявлении утверждается, что Кабири приказал Назарзоде спровоцировать вооруженные нападения на правительственные структуры, и что, действуя по приказу Кабири, Назарзодой в последние годы было организовано более «20 незаконных групп». Кабири опроверг все выдвинутые против него и партии обвинения, добавив, что Назарзода никогда не был членом партии и не имел к ней никакого отношения.

«Таджикские власти, по всей видимости, используют недавнюю вспышку насилия в стране в качестве предлога, чтобы избавиться от инакомыслящих. Но обвинения в причастности ПИВТ к насилию спустя несколько дней после ее принудительного закрытия сами по себе не могут заменить заслуживающее доверия расследование», - говорит Бьорн Энгесланд, генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета. «В отсутствии реальных доказательств, эти аресты, скорее, удобно вписываются в длительные клеветнические кампании Душанбе против самой известной оппозиционной партии страны».

Хьюман Райтс Вотч, Норвежский Хельсинкский комитет и Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» также обеспокоены тем, что в заключении задержанные могут столкнуться с риском быть подвергнутыми пыткам или жестокому обращению. Соединенные Штаты, Европейский Союз и все международные партнеры Таджикистана должны требовать от правительства Таджикистана соблюдать международные обязательства в области свободы ассоциации, собраний, выражения мнений и религии.

«Ситуация с правами человека в Таджикистане резко ухудшилась в последние месяцы», - говорит Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии». «Настало время, когда международные партнеры Таджикистана, в том числе в Вашингтоне и Брюсселе, должны заявить таджикским властям, что заточение диссидентов за решеткой и запрет деятельности законных политических оппозиционных групп могут иметь серьезные последствия для двусторонних отношений».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.