ООН: Потребовать прекращения незаконных нападений в Алеппо

Совет Безопасности ООН должен потребовать немедленного прекращения незаконных нападений со стороны сирийских правительственных и российских сил в восточном Алеппо и обеспечения ими безопасных условий для доставки гуманитарной помощи сотням тысяч жителей, оказавшихся запертыми в городе, заявила Хьюман Райтс Вотч. An empty room at a damaged field hospital is seen after airstrikes in a rebel held area in Aleppo, October 1. Развернуть

Пустой кабинет в разрушенной больнице после авиаудара на территории, контролируемой оппозицией. Алеппо, 1 октября 2016 г.

© 2016 Reuters/Abdalrhman Ismail

Российские и сирийские правительственные силы наносят удары по контролируемым оппозицией районам Алеппо с 19 сентября 2016 г. с использованием бочковых бомб, кассетных боеприпасов и зажигательного оружия. По данным Хьюман Райтс Вотч, в ходе шести таких нападений пострадали или были частично разрушены по меньшей мере пять больниц. По оценкам ООН, в результате нынешнего наступления погибли около 320 гражданских лиц, в том числе более 100 детей.

«Применение мощного оружия по жилым кварталам, где оказались заперты тысячи мирных жителей, - это неизбирательность, граничащая с военным преступлением, - говорит Луи Шарбонно, директор Хьюман Райтс Вотч по работе с ООН. - Совет Безопасности (СБ) должен без промедления принять резолюцию с требованием прекратить эту бойню. При этом Россия, напрямую вовлеченная в военные действия в Алеппо, должна воздержаться от использования права вето, чтобы не скомпрометировать еще больше свою репутацию постоянного члена СБ».

В телефонных интервью врачи, больничный персонал, активисты, журналисты и фотографы рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что авиация почти две недели без перерыва бомбит контролируемые оппозицией районы Алеппо. По больнице М10 были попадания 28 сентября и 1 октября. По словам ее администратора, 1 октября «во время налета были уничтожены лаборатория и генераторы, пострадала реанимация, и крыло, где размещены пациенты». Он добавил, что из-за повреждений больнице пришлось временно остановить работу. По информации местных жителей, 1 октября по меньшей мере один человек погиб, как минимум 10 были ранены.

Другой администратор - больницы М2 - рассказывает о налете 28 сентября: «Ракета попала по входу в отделение скорой помощи, одного человека убило, медсестру ранило - множественные осколочные ранения. Материальный ущерб действительно серьезный. Из стен до сих пор куски вываливаются. Никому нет дела, никто ничего не слушает, никто это море крови не останавливает».

Интервью с местными жителями, фотографии и видеосъемки также свидетельствуют о том, что сирийская правительственная или российская авиация сбрасывала на контролируемые правительством районы Алеппо кассетные и зажигательные боеприпасы. Никакая другая авиация в этом месте не работает.

Так, зажигательные боеприпасы применялись во время массированного налета на квартал Шаар 30 сентября: загорелось несколько зданий, в том числе три больницы. Персонал последних рассказывал, что эти пожары было трудно тушить. Прибывшие на место через несколько минут журналисты засняли горящие остатки зажигательного боеприпаса; эти материалы были предоставлены Хьюман Райтс Вотч.

25 сентября в результате кассетного удара четверо гражданских лиц погибли и несколько человек были ранены в районе круговой развязки Сейф-ад-Даула в квартале Салахеддин. Об этом Хьюман Райтс Вотч сообщил знавший погибших местный журналист, который предоставил нам фотографию фрагмента кассетного боеприпаса. По информации Сирийской гражданской обороны, волонтерской спасательной организации, работающей на контролируемых оппозицией территориях, в тот день в квартале Салахеддин в результате кассетного удара погибли трое и были ранены 20 гражданских лиц.

Кассетные боеприпасы запрещены большинством государств в силу их заведомой неизбирательности и опасности неразорвавшихся суббоеприпасов для гражданского населения. Ни Сирия, ни Россия не являются участниками соответствующей конвенции.

Россия является участником протокола к Конвенции о «негуманном» оружии, который запрещает применение авиационных зажигательных боеприпасов в районах сосредоточения гражданского населения. Ранее в Москве отмечали, что разделяют озабоченность, связанную с ненадлежащим применением зажигательного оружия в Сирии.

Россия и Китай с 2011 г. используют право вето в Совете Безопасности, чтобы ограждать Дамаск от осуждения и угрозы санкций и блокировать передачу сирийского досье Международному уголовному суду.

По состоянию на сентябрь 2016 г. 112 государств, в том числе большинство постоянных членов СБ ООН, поддержали кодекс поведения, в соответствии с которым они обещают не блокировать добросовестные резолюции Совета Безопасности, призванные предупреждать или прекращать геноцид, преступления против человечности и военные преступления, а также поддерживать своевременное реагирование Совета на эти тяжкие международные преступления. О нарастающем в международном сообществе признании необходимости ограничения права вето в СБ свидетельствует и поддержка 99 государствами инициативы Франции и Мексики, которая призывает постоянных членов СБ ООН добровольно заявить об отказе от использования права вето в ситуациях массовых злодеяний.

В определенных ситуациях могут возникать основания просить членов ООН не принимать участия в голосовании в Совете Безопасности. Статья 27 Устава гласит, что «сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения».

Члены СБ должны поддержать любую резолюцию, которая бы самым решительным образом осуждала незаконные нападения в Алеппо, требовала немедленного прекращения таких нападений всеми сторонами и предусматривала немедленное обеспечение ооновским и другим гуманитарным организациям безопасного и непрерывного доступа к нуждающемуся гражданскому населению, считает Хьюман Райтс Вотч. Такая резолюция должна напоминать всем сторонам об обязанности обеспечивать гражданскому населению безопасный выход из осажденных городских районов, вытекающей из безоговорочного запрета гуманитарным правом использования голода как метода ведения войны. В резолюции также должна подчеркиваться важность обеспечения ответственности за тяжкие преступления, совершенные всеми сторонами, имеющими отношение к сирийскому конфликту.

Совет Безопасности также должен поддержать решение Пан Ги Муна от 30 сентября о расследовании нападения на гуманитарный конвой ООН в окрестностях Алеппо 19 сентября, предложив генеральному секретарю в открытом формате информировать Совет о его результатах.

Хьюман Райтс Вотч уже давно призывает ООН ввести эмбарго на поставки оружия, адресные санкции в отношении лиц, ответственных за применение химического оружия и другие жестокости со всех сторон в Сирии, а также передать сирийское досье Международному уголовному суду.

Нападения на гражданское население, которые совершаются с преступным умыслом целенаправленно или без соблюдения мер предосторожности, считаются военными преступлениями. Законы и обычаи войны требуют от всех сторон при любых обстоятельствах щадить гражданское население и «принимать все разумные меры предосторожности» для избежания или сведения к минимуму случайных жертв и случайного ущерба гражданскому имуществу. 28 сентября Пан Ги Мун заявил Совету Безопасности, что те, кто применяет в Алеппо неизбирательное оружие, «знают, что совершают военные преступления».

Резолюция Совета Безопасности 2254 от 18 декабря 2015 г. требует, чтобы все стороны конфликта в Сирии «незамедлительно прекратили все нападения на гражданских лиц и гражданские объекты как таковые, включая нападения на медицинские учреждения и медицинский персонал, и любое неизбирательное применение оружия, в том числе посредством артиллерийских обстрелов и воздушных бомбардировок».

«Совет Безопасности ни дня больше не должен отмалчиваться по поводу незаконных ударов по Алеппо, - говорит Луи Шарбонно. - Члены СБ должны под запись - в виде резолюции - осудить происходящее, напомнив России и Сирии, что мир следит за ними и что другие члены СБ не останутся в стороне, пока Алеппо погружается в ад».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.