Таджикистан: Арестован независимый журналист

Политически мотивированные обвинения последовали за его обращением к президенту о коррупции в местной власти

5 декабря 2017 г. в Согдийской области Таджикистана был задержан известный независимый журналист, который также является руководителем национальной сборной команды КВН, сообщают Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинкский комитет.

Областная прокуратура предъявила 39-летнему Хайрулло Мирсаидову обвинения в хищении, возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды, подделке документов и заведомо ложном доносе. Он был задержан, когда добровольно явился на беседу в прокуратуру. Возбуждению дела предшествовало публичное обращение Мирсаидова к президенту страны с просьбой разобраться с коррупцией в местной власти.

«Похоже, Хайрулло Мирсаидов, который хорошо известен как авторитетный независимый журналист, стал очередной жертвой репрессий, развернутых властями против критических голосов, - говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - Власти Таджикистана должны обеспечить ему все процессуальные права, включая право не подвергаться недозволенному обращению и право на доступ к адвокату, и оперативно принять меры для его скорейшего освобождения».

Как рассказал таджикской службе Радио Свобода отец журналиста Хабибулло Мирсаидов, 5 декабря его сына задержали в областной прокуратуре, куда его пригласили для дачи объяснений. В настоящее время в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, и он находится в СИЗО № 1 в Худжанде.

В ноябре Мирсаидов обратился с открытым письмом к президенту Эмомали Рахмону, генеральному прокурору Юсуфу Рахмону и председателю Согдийской области Абдурахмону Кодири, потребовав расследовать коррупционные действия со стороны руководителя областного Управления по делам молодежи и спорта Олима Зохидзоды, который якобы вымогал тысячу долларов в качестве «отката» за бюджетные средства, выделенные областной администрацией на поддержку Сборной команды КВН Таджикистана. Мирсаидов является руководителем (директором) команды и утверждает, что по требованию чиновника должен был закупить микрофоны, проведя эти расходы по другим статьям бюджета команды, и предоставить Зохидзоде квитанции, с тем чтобы тот мог использовать выделенные специально на микрофоны деньги по собственному усмотрению.

«Я пожаловался на его [Зохидзоды] действия в Хукумат Согдийской области и уехал с командой в Москву, - пишет Мирсаидов в открытом письме. - Однако сразу после возвращения на родину деятельность нашей команды одновременно начали проверять аудит и прокуратура Согдийской области». В итоге в присвоении средств обвинили самого Мирсаидова.

По совокупности обвинений Мирсаидову может грозить до 21 года тюрьмы. Статья о возбуждении вражды оказалась в деле, как предполагают, из-за сатирических сюжетов КВНщиков.

За последние 17 лет Мирсаидов завоевал себе репутацию бесстрашного независимого журналиста, отличающегося добротной политической аналитикой. Его материалы публиковались на таких ресурсах, как Deutsche Welle, «Азия-Плюс», информагентство «Фергана». Он много писал о правах человека, экологии и правах этнических меньшинств. Мирсаидов также участвовал в качестве наставника в проектах развития СМИ, которые спонсировались ОБСЕ, Программой развития ООН, Министерством международного развития Великобритании и Index of Censorship.

Сборной командой КВН он руководит с 2014 г., и при нем она выходила в финал и выигрывала турниры в Бишкеке, Сочи и Москве. Турниры КВН сохраняют популярность на постсоветском пространстве и хорошо известны своей политической сатирой.

Ситуация с правами человека в Таджикистане, и без того крайне проблемная, в 2017 г. еще более усугубилась в условиях эскалации тотального жесткого подавления властями свободы выражения мнений и свободы ассоциации, мирной оппозиционной политической деятельности, независимой адвокатуры и неподконтрольной государству религиозной практики. За решеткой незаслуженно остаются более 150 политических активистов, включая нескольких адвокатов, а родственники тех, кто мирно критикует режим из-за границы, подвергаются инспирируемым властями преследованиям, включая произвольные задержания, угрозы изнасилованием, изъятие паспортов и имущества и нападки и погромы со стороны «возмущенных граждан».

За последний год по меньшей мере 20 журналистов уехали из страны, опасаясь уголовного преследования за свою профессиональную деятельность. Малейшая критика власти в Таджикистане чревата притеснениями и запугиваниями. В стране нарастает культ личности Эмомали Рахмона, и упоминания его самого и его семьи в прессе все более жестко регламентируются. С апреля 2017 г. СМИ законодательно обязаны именовать его только полным титулом «Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Его Превосходительство Эмомали Рахмон».

«Власти пока не представили никаких внятных доказательств, оправдывающих арест Мирсаидова по обвинениям, которые представляются политически мотивированными, - говорит Мариус Фоссум, региональный представитель Норвежского Хельсинкского комитета в Центральной Азии. - Независимых журналистов, таких как Мирсаидов, нужно уважать за их важную работу, а не отправлять их за решетку и не затыкать им рот за то, что они осмеливаются поднимать проблему коррупции».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.