Беларусь: Оппозиционный активист избит и отправлен под арест

Оппозиционный активист Алесь Логвинец был задержан и жестоко избит милицией в Беларуси, после чего на три дня попал в больницу с множественными травмами и получил 10 суток ареста по сфабрикованным обвинениям в хулиганстве, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Власти должны немедленно освободить активиста и оперативно расследовать заявления о недозволенном обращении милиции с самим Логвинцом и с его сыном, заявляет международная правозащитная организация. Алесь Логвинец держит на руках своего сына перед началом слушания в зале суда 27 марта 2017 года. Развернуть

Алесь Логвинец держит на руках своего сына перед началом слушания в зале суда 27 марта 2017 года.

© Yulia Gorbunova for HRW

В течение нескольких недель протестов и накануне демонстраций в День Воли 25 марта власти развернули жесткие полицейские репрессии: были арестованы сотни людей, включая журналистов и правозащитников.

«Нас глубоко тревожит безопасность Алеся Логвинца, - говорит Юлия Горбунова исследователь Хьюман Райтс Вотч по Беларуси. - Ложные обвинения и побои - это возмутительно, и, к сожалению, они отражают общую ситуацию жестких репрессий».

Наш сотрудник присутствовал на слушаниях в Минске 27 марта по административному делу Логвинца и проинтервьюировал его до начала заседания.

Алесь Логвинец - известный оппозиционер, в прошлом участвовал в движении «За свободу», постоянно критикует президента Александра Лукашенко. Он стал одним из многих людей, которые были задержаны милицией накануне шествия 25 марта.

По его словам, около 12:25 23 марта, его и его 22-летнего сына Антона недалеко от дома остановили пятеро омоновцев в штатском. Не представившись, они схватили обоих и повели к припаркованному неподалеку микроавтобусу. Когда Логвинец стал сопротивляться, его схватили и посадили в машину силой.

«Все происходило днем, кругом были люди, - рассказал Антон Логвинец Хьюман Райтс Вотч. - Мы с отцом стали кричать, что нас похищают, чтобы соседи вызывали милицию. А оказалось, что это и была милиция».

В микроавтобусе омоновцы уложили Алеся Логвинца лицом на пол, а его сына затолкали на сиденье. Один омоновец сел на Логвинца сверху и нанес два удара в голову. Антон увидел на полу слетевшие очки отца и попытался передать их ему, однако один из омоновцев крикнул на него и надел на него наручники. На обоих кричали: «Сволочи продажные! Сколько вас ни бей, вы не учитесь!» Когда Алесь Логвинец попытался ответить, один из сотрудников пригрозил: «Молчи, а то остановлю машину и изобью так, как должен тебя избить».

По словам Алеся Логвинца, они ехали около 20 минут, в какой-то момент по дороге машина остановилась, и Антону велели выходить, потому что его забирать «приказа не было».

Примерно в 13:00 Алеся Логвинца привезли в РОВД Московского района, где омоновец, который бил его в машине, велел другому сотруднику зафиксировать активиста наручниками как можно туже. После этого еще несколько раз ударил Логвинца со словами: «Я могу избить тебя так, что ты начнешь писаться». Затем его на 15 минут уложили лицом на пол, обыскали, забрали мобильный телефон и сказали ему, что он задержан за «хулиганство», которое якобы выражалось в нецензурной брани в общественном месте.

Примерно в 15:00 того же дня Логвинца доставили в Московский районный суд. Он почувствовал головокружение и, предполагая, что получил в результате побоев травму головы, потребовал вызвать «скорую». Логвинца отвезли в больницу, где у него диагностировали черепно-мозговую травму, ушиб переносицы и множественные ушибы верхней части тела, правой руки и колена.

В течение всех трех дней в больнице, Логвинец находился под конвоем двух омоновцев из тех, которые задерживали его: они сопровождали его на процедуры, дежурили у дверей палаты и настаивали на своем присутствии во время посещений родственниками.

Антон Логвинец рассказал Хьюман Райтс Вотч, что сразу после того, как его отпустили, он бросился в ближайшее отделение милиции, чтобы заявить об исчезновении отца. Там отказались принимать у него заявление со словами: «Это не мы, это другие органы».

На судебном заседании 27 марта двое омоновцев из числа тех, кто задерживал Логвинца, заявили, что тот сам нанес себе травмы - якобы «бился головой о сидение автомобиля».

Родственники и сторонники Алеся Логвинца перед зданием Московского районного суда в день судебного слушания 27 марта 2017 года, г. Минск, Беларусь. Развернуть

Родственники и сторонники Алеся Логвинца перед зданием Московского районного суда в день судебного слушания 27 марта 2017 года, г. Минск, Беларусь.

© Yulia Gorbunova for Human Rights Watch

По словам Антона Логвинца, которому разрешили выступить на слушаниях, доступ к адвокату был предоставлен его отцу всего за 10 минут до начала заседания. Во время заседания судья отказался удовлетворить все ходатайства защиты, в том числе о вызове свидетелей задержания и о представлении доказательств, опровергающих показания омоновцев. После короткого перерыва судья признал Логвинца виновным в административном правонарушении, выразившемся в нецензурной брани в общественном месте, и назначил 10 суток ареста по статье 17.1 Кодекса об административных правонарушениях.

«Обвинения против Алеся Логвинца были откровенно сфабрикованы, но это совершенно не смутило судью, как и сомнительное утверждение о том, что он сам нанес себе травмы, - говорит Юлия Горбунова. - Это свидетельствует о том, что на защиту прав граждан в белорусских судах рассчитывать не приходится».

В феврале - марте в Минске и еще нескольких крупных городах Беларуси прошли массовые выступления против так называемого «налога на тунеядство», облагающего лиц, официально не работающих в течение полугода. В начале марта президент объявил о приостановлении на год сбора этого налога, однако протесты не прекратились.

С середины марта омоновцами и сотрудниками госбезопасности в связи с митингом в День Воли были задержаны, нередко - с применением силы, несколько сотен граждан, в том числе по меньшей мере 100 журналистов и 60 правозащитников. 25 марта, в день провозглашения Белорусской Народной Республики, прошла мирная акция протеста. Многих задержанных отпускали без обвинения; многие были привлечены к ответственности по различным статьям, таким как хулиганство, сопротивление аресту или участие в несанкционированных акциях. По меньшей мере 120 человек были оштрафованы или административно арестованы на срок до 25 суток. Судебные слушания по таким делам все еще продолжаются.

20 марта президент Александр Лукашенко заявил о «попытке нашей "пятой колонны" при поддержке.., финансировании западных фондов и руководстве западными спецслужбами … нагнетать ситуацию в Беларуси».

«Вместо того чтобы разбираться с реальными причинами недовольства граждан, белорусские власти cнова отвечают на мирные протесты жесткими репрессиями, - говорит Юлия Горбунова. - Власти должны немедленно освободить всех лиц, арестованных в связи с мирными протестами, привлечь сотрудников милиции и госбезопасности к ответственности за неоправданное насилие, прекратить вмешательство в профессиональную деятельность журналистов и обеспечить свободу собраний и свободу слова».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.