Россия: Нападение на адвоката

4 февраля в Дагестане адвокат Мурад Магомедов подвергся нападению со стороны группы неизвестных, в результате которого получил множественные травмы, сообщает Хьюман Райтс Вотч.

Нападение произошло у здания суда во время перерыва в слушаниях по резонансному делу о терроризме, в котором Магомедов участвует в качестве защитника одного из обвиняемых. Российские власти должны обеспечить тщательное расследование данного инцидента с выходом на установление личности нападавших и привлечение их к уголовной ответственности.

«Жестокое нападение на адвоката на пороге суда дает веские основания полагать, что нападавшие были уверены в своей безнаказанности, - говорит Рейчел Денбер, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Это возмутительное посягательство на адвоката, мужественно исполнявшего свой долг, и недвусмысленное предупреждение его коллегам в Дагестане».

Магомедов, также сотрудничающий с дагестанским офисом правозащитного центра «Мемориал», представляет интересы одного из фигурантов дела об убийстве в 2012 г. влиятельного суфийского шейха Саида Афанди аль-Чиркави (Ацаева). Как рассказал сам Магомедов коллеге из «Мемориала», во время перерыва в слушаниях он вышел на улицу, и в этот момент на него набросились пять или шесть человек. В результате этого нападения он получил сильное сотрясение мозга, двойной перелом челюсти и лишился нескольких передних зубов.

По информации информационного портала «Кавказский узел», 4 февраля Магомедов был не в состоянии общаться с сотрудниками полиции, которые пришли к нему в больницу, чтобы опросить по поводу случившегося. Коллега из «Мемориала» сообщил, что Магомедов пока не может точно вспомнить подробности самого нападения.

В правозащитном центре «Мемориал» отмечают, что Магомедов неоднократно получал угрозы в связи со своей деятельностью, хотя по делу об убийстве Саида Афанди он работал не по соглашению с «Мемориалом».

На Северном Кавказе сохраняется исламистское вооруженное подполье, которое активнее всего действует в Дагестане. Саид Афанди считался самым авторитетным суфийским лидером в регионе и активно способствовал переговорам между руководством суфиев из официального Духовного управления мусульман (ДУМ) и Ахлю Сунной, объединяющей влиятельных салафитов, которые выступают за возвращение к истокам ислама.

Его убийство стало одним из факторов ужесточения массовых контртеррористических операций против дагестанских салафитов.

Хьюман Райтс Вотч отмечает, что в Дагестане адвокатам и правозащитникам приходится работать в трудных, а зачастую и опасных условиях. В зоне повышенного риска находятся те, кто защищает салафитов или других лиц, пострадавших в ходе контртеррористических мероприятий, а также журналисты, которые занимаются расследованием и оглаской нарушений со стороны силовиков. В июле 2013 двумя неизвестными был застрелен 46-летний адвокат Магомед Гучучалиев, защищавший подозреваемых по делам о терроризме. В связи с этим убийством до сих пор никто не задержан. Тремя днями ранее неизвестный застрелил 53-летнего журналиста, корреспондента «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиева - автора целого ряда критических материалов о коррупции, подтасовках на выборах и нарушениях прав человека на Северном Кавказе.

«Когда адвокаты становятся мишенью мести и насилия, то это крайне негативно сказывается на состоянии законности и создает у обвиняемых убежденность в том, что им нечего рассчитывать на справедливый суд, - говорит Рейчел Денбер. - Российские власти должны обеспечить всем гражданам равную защиту со стороны закона, начав, хотя бы, с того, чтобы обеспечить привлечение к ответственности избивших Магомедова».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.