Украина: Освободить журналиста, ставшего жертвой насильственного исчезновения

Украинские власти должны немедленно освободить видеооператора Артема Ларионова, работавшего на противников киевской власти и пропавшего после задержания 10 мая предположительно украинскими военными в Донецкой области, заявила Хьюман Райтс Вотч. С тех пор о его судьбе и местонахождении ничего неизвестно.

Власти должно немедленно обеспечить Ларионову доступ к адвокату и связь с родственникам. Ларионова должны либо доставить в суд для предъявления конкретного обвинения либо освободить, заявила международная правозащитная организация.

«Властям Украины необходимо незамедлительно обнародовать информацию о том, где содержится Ларионов и на каком основании он лишен свободы, - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Ничто не может оправдать насильственное исчезновение, даже если правительству не нравится как тот или иной источник освещает ситуацию. Евросоюз и заинтересованные государства должны публично поднять этот вопрос».

Ларионов был задержан предположительно украинскими военными около 19:00 10 мая на официальном блокпосту между Славянском и Краматорском. Свидетелями задержания были двое знакомых Ларионова, которые договорились ждать его в машине недалеко от блокпоста и отвезти в Донецк. Они уже были на месте назначенной встречи, куда Ларионов добирался на такси из Славянска, когда им поступил звонок с мобильного телефона Ларионова. В телефоне был слышен шум и разговор на повышенных тонах. Опасаясь, что у Ларионова возникли проблемы на блокпосту, его знакомые подъехали ближе и, как они говорят, увидели Ларионова в окружении нескольких вооруженных украинских солдат в камуфляжной форме. Ларионов отдал им свою пресс-карту «журналиста Донецкой Народной Республики». Военные взяли знакомых Ларионова под прицел и приказали им немедленно уезжать. Тем пришлось подчиниться.

Ларионов работал в рамках онлайнового телепроекта ДНР, снимая действия противников киевской власти в регионе. Его мать Таисия Ларионова сообщила Хьюман Райтс Вотч, что 2 мая он поехал в командировку в Славянск. Она ждала его возвращения в Донецк к вечеру 10 мая, поскольку на следующий день сын собирался голосовать на референдуме о статусе региона. Семья узнала о его задержании из бегущей строки в сюжете LifeNews, и на следующий день получила подтверждение из первых рук от одного из знакомых Ларионова, который был на блокпосту.

Таисия Ларионова рассказала Хьюман Райтс Вотч, что сын оставил паспорт и личные вещей в такси, на котором подъехал к блокпосту. Через несколько дней водитель передал ей все это в Славянске и со своей стороны рассказал о случившемся. 16 мая мать написала в Донецке заявление в милицию о пропаже человека, и было начато официальное расследование. Она также обратилась за помощью к властям ДНР. В течение следующей недели она дважды наводила справки в милиции, однако расследование ощутимых результатов не принесло.

После насильственного исчезновения Ларионова его родственники заметили признаки активности на его страницах в социальных сетях, доступ к которым возможен без пароля с мобильного телефона Ларионова. Так же одному из друзей Ларионова пришло с его телефона СМС-сообщение, где было сказано, что он у него все хорошо и он «на Украине». Мать Ларионова проинформировала об этом милицию, чтобы там попытались отследить местонахождение телефона.

«Мы знаем, что Артема забрали военные - должно быть, они его где-то держат, - рассказывала Хьюман Райтс Вотч мать Ларионова. - У него не было оружия, он просто выполнял свою работу, работу журналиста. Уже две недели прошло, не знаю, что и думать. Мы все молим бога, что он живой. Я хочу, чтобы сын вернулся домой».

В международном праве насильственным исчезновением считается ситуация, когда человека арестовывают или задерживают должностные лица или агенты государства, однако факт лишения свободы официально не признается и о судьбе и местонахождении человека ничего не сообщается. Такая практика нарушает целый ряд основополагающих прав, гарантируемых юридически обязывающим для Украины Международным пактом о гражданских и политических правах, включая запрет произвольного ареста и задержания, пыток и жестокого обращения, а также внесудебной казни.

По данным ОБСЕ, с конца ноября 2013 г., когда в Украине начались протестные выступления, зафиксировано почти 300 эпизодов насилия в отношении журналистов, в том числе убийства, физические посягательства, похищения, угрозы, запугивание, задержание, лишение свободы и повреждение или изъятие техники. По части таких эпизодов имеются сведения о причастности украинских властей. Накануне президентских выборов 25 мая украинские силовики задержали трех журналистов российских информационных ресурсов, которых в итоге отпустили после возмущенной реакции в мире.

«Похоже, случай с Ларионовым - это одно из проявлений складывающейся в Украине опасной практики насильственных исчезновений журналистов, - говорит Хью Уильямсон. - С начала мая трех журналистов так же задерживали, и власти ничего не сообщали об их судьбе и местонахождении».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.