Последнее обновление: Понедельник, 30 марта 2020, 13:45 GMT

От применения оружия взрывного действия страдает гражданское население

Издатель Хьюман Райтс Вотч
Дата публикации 22 июня 2015
Цитировать как Хьюман Райтс Вотч, От применения оружия взрывного действия страдает гражданское население, 22 июня 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/558823ac4.html [последняя дата доступа 10 апреля 2020]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

В опубликованном сегодня докладе Хьюман Райтс Вотч говорится, что многочисленные потери среди гражданского населения, ставшие результатом применения оружия взрывного действия в населенных районах и городах по всему миру, наглядно свидетельствуют об острой необходимости разработки договора по регулированию использования этого вида оружия в населенных пунктах.

Ежегодно десятки тысяч мирных жителей погибают и получают ранения от разрывов авиационных бомб, артиллерийских снарядов, минометов, ракет и других видов оружия взрывного действия. В первой половине 2015 г. Хьюман Райтс Вотч зафиксировали случаи, когда от оружия взрывного действия погибли мирные жители и была разрушена жизненно важная инфраструктура в населенных пунктах Ирака, Ливии, Сирии, Судана, Украины, Йемена и других стран.

В 35-страничном докладе «Принять обязательства: Пути ограничения применения оружия взрывного действия в населенных пунктах», опубликованном совместно с Международной клиникой по правам человека при Гарвардской школе права, говорится о том, что страны должны разработать и внедрить новое юридически не обязывающее соглашение об уменьшении ущерба, причиняемого оружием взрывного действия. В докладе также предлагаются возможные способы разработки такого соглашения.

"Многочисленные жертвы среди гражданского населения и масштабные разрушения, являющиеся результатом применения оружия взрывного действия, можно предотвратить, - говорит Бонни Дохерти, старший исследователь отдела Хьюман Райтс Вотч по проблемам оружия и один из авторов доклада. - Государства должны согласиться ограничить применение оружия взрывного действия в населенных пунктах и полностью отказаться от использования оружия взрывного действия с большой зоной поражения".

Оружие взрывного действия с большой зоной поражения с масштабными взрывами и / или разлетом осколков в широком радиусе представляет особую опасность. К такому типу оружия относятся, например, авиационные бомбы, многоствольные пусковые установки с большой площадью поражения такие, как реактивная система залпового огня «Град» и другие, а также «неточное оружие», не поддающееся наводке, например, бочковые бомбы.

Осознание необходимости международных действий приходит по мере того, как растет понимание смертоносных последствий применения оружия взрвывного действия в населенных районах. В сентябре в Австрии состоится встреча, на повестке дня которой вопросы усовершенствования защиты мирных жителей от применения оружия взрывного действия в населенных районах.

Новый доклад призван помочь проведению дискуссий по данному вопросу. В нем представлены варианты юридически не обязывающего документа (политического обязательства), по которому страны согласятся ограничить использование оружия взрывного действия в населенных пунктах. В докладе рассматривается около 30 релевантных вариантов документа, которые могли бы послужить моделью обязательства по оружию взрывного действия и процесса его осуществления.

Новое политическое обязательство может быть облечено в различные форматы: это может быть декларация, сборник правил, набор директив, руководство или же любая комбинация этих типов документов. Процесс разработки обязательства может вестись под эгидой стран, может быть инициирован Организацией Объединенных Наций, или же стать результатом совместных усилий стран и ООН.

Разработчики обязательства также должны принять решение о том, каким будет механизм одобрения странами итогового документа.

Хьюман Райтс Вотч и Международная клиника по правам человека при Гарвардской школе права отмечают, что независимо от того, каким будет процесс разработки соглашения, в нем обязательно должны быть активно задействованы неправительственные организации: они обладают большим опытом и компетентностью, а также привнесут в процесс гуманитарные интересы.

В последние годы, генеральный секретарь ООН, несколько агентств ООН, в частности, Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), а также Международный Kомитет Красного Креста отмечали и признавали необходимость решения проблемы ущерба, причиняемого мирным жителям оружием взрывного действия с большой зоной поражения в населенных пунктах.

Многие страны проявляют озабоченность по этому вопросу, и сентябрьская встреча в Австрии является продолжением совещания на эту тему, состоявшегося в 2014 г. в Норвегии. Предстоящая встреча в Австрии - это возможность для стран сделать следующий шаг и начать разработку нового обязательства по оружию взрывного действия.

"Имеющиеся прецеденты свидетельствуют о том, что задача по оперативной разработке обязательств по оружию взрывного действия реально выполнима, - заявила Дохерти, которая является также преподавателем в Международной клинике по правам человека Гарвардской школе права. - Страны просто должны признать остроту и срочность проблемы и приложить политическую волю для ее решения".

Искать на Refworld

Страны