Последнее обновление: Среда, 24 апреля 2019, 14:59 GMT

Исламские партии в Пакистане

Издатель Международная кризисная группа
Дата публикации 12 декабря 2011
Индекс документа Доклад N°216 Азия
Цитировать как Международная кризисная группа, Исламские партии в Пакистане, 12 декабря 2011, Доклад N°216 Азия, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/545ca84e4.html [последняя дата доступа 26 апреля 2019]
Комментарии Краткое содержание и рекомендации
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Способность радикальных исламских партий Пакистана к потенциально насильственному противодействию существенно осложняет задачу проведения демократических реформ, снижению градуса религиозного экстремизма и формированию более стабильного и толерантного общества. Влияние этих партий на политическую жизнь страны обусловлено, в первую очередь, их организационной структурированностью, особенно на низовом уровне, образованном высокодисциплинированными рядовыми активистами, преданными узко догматической партийной идеологии и готовыми встать на ее защиту с оружием в руках, если того потребуют обстоятельства. Узость электоральной базы восполняется существованием эффективного юридического и политического аппарата, созданного в рамках проводившихся в прошлом программ исламизации Пакистана, и позволяющего исламским партиям оказывать непропорционально сильное влияние на внутриполитическую ситуацию. Таким образом, очевидно, что для объективной оценки методов влияния и давления на исполнительную власть со стороны основных религиозных партий, а также для анализа способности и готовности прочих партий, занимающих умеренные позиции по религиозным вопросам, сопротивляться такому давлению, необходимо подробно рассмотреть политические программы исламских партий, их организационную структуру, а также доступные им рычаги влияния в системе судебной власти, государственных органах и институтах гражданского общества.

Способность исламских партий демонстрировать поддержку населением своих программ подразумевает наличие следующих факторов: высокоорганизованные партийные структуры, качество процессов выработки решений и связи между руководством и рядовыми членами. Как следствие, эти аспекты функционирования партий чрезвычайно важны для понимания их роли на внутриполитической сцене, оценки перспектив влияния и взаимоотношений с государственными органами.

Исламские партии, являющиеся объектом данного доклада, несомненно вписаны в существующие политические структуры и действуют в рамках общепринятых правил, однако, не следует забывать о том, что их конечной целью является упразднение наличествующих структур и правил и создание новых, опирающихся на узкодоктринальные трактовки ислама, неизбежно носящие дискриминационный характер. Также необходимо отметить их амбивалентную позицию по отношению к радикальной идеологии джихада: с одной стороны, представители исламских партий отрицают синонимичность с радикальными исламистскими движениями, указывая на то, что представляемые ими политические партии добиваются своих целей мирными средствами в рамках демократической системы; с другой - признают идеологическую близость с радикальными группировками, разделяют их стремление к установлению шариата (системы мусульманского права) и контролируют широкую сеть медресе и мечетей, являющихся тыловой базой для многих экстремистских группировок.

Кроме того, заявления ведущих исламских партий о достижении политических целей исключительно мирными средствами расходятся с существованием в политическом гравитационном поле партий радикальных группировок, с поддержкой склонных к насильственным действиям организаций шакирдов (учащихся медресе), со связями с экстремистскими группировками, и с неоднократно продемонстрированной готовностью добиваться заявленных целей силовым путем. В течение 1980-х гг. они сумели конвертировать поддержку военного режима в существенный политический капитал и усилить свои позиции в структурах законодательной власти. В последующий период, в условиях отсутствия поддержки режима и административного ресурса, исламским партиям все-таки удалось удержать занятые позиции: на этот раз используя тактику запугивания и организации уличных беспорядков. Столкнувшись с таким уровнем сопротивления, представители основных умеренных партий, представляющих большинство в парламенте и формирующих правительство, неоднократно отказывались от проведения обещанных реформ или даже шли на более существенные уступки. Так, например, в 1974 г. Национальным собранием была принята поправка к конституции, объявляющая исламистскую группировку "Джамаата Ахмадийя" немусульманской сектой.

Такие уступки, основной заявленной целью которых было ослабление влияния улемов (исламских богословов), оказались контр-продуктивными, усилив позиции мусульманских фундаменталистов.

В 2002 г. на выборах в Северо-западной пограничной провинции и Белуджистане победил блок шести исламских партий, "Муттахида маджлис-е амаль" (ММА). Первоначально, этот успех был интерпретирован как свидетельство политического веса и влияния исламских партий - при условии создания единой коалиции. Впоследствии оказалось, что победа блока ММА была обеспечена широкомасштабными подтасовкам и нарушениями в ходе выборов, организованными военным режимом генерала Первеза Мушаррафа, стремящегося подорвать позиции своих основных соперников, Партии пакистанского народа (ППН) и Пакистанской мусульманской лиги - Наваз (ПМЛ (Н)). Более того, скоротечное существование и быстрый распад блока, возможно, в большей степени продемонстрировали внутренние разногласия, чем единство, исламских партий. В первую очередь это относится к двум наиболее значительным и влиятельным партиям: партии исламского возрождения "Джамаат-э-Ислами" (ДИ) и фундаменталистской партии "Деобанди Джамият уль-улема-и Ислам" (ДУИ). Лишившись поддержки военных на выборах 2008 г., блок MMA потерпел сокрушительное поражение от ППН, ПМЛ (Н) и националистической пуштунской Национальной партии Авами (НПА).

Несмотря на заявленную общую цель - установление шариата, исламские партии Пакистана представляют различные ответвления ислама, что неизбежно приводит к обострению отношений, нередко выливающихся в межрелигиозные конфликты, и создание многочисленных фракций, группировок и течений, результатом которых зачастую являются внутрипартийные расколы или распад партий. Такая ситуация также снижает вероятность восстановления альянса на следующих всеобщих выборах. Следует отметить, однако, что возглавляемая Фазлуром Рехманом фракция ДУИ (ДУИ-Ф), ДИ и некоторые менее крупные исламские партии продолжают оказывать влияние на расстановку политических сил в стране, благодаря относительно высокой степени идеологической и структурной целостности, существованию электоральной базы преданных сторонников (включая представителей молодежи, рекрутированных через сеть медресе и в мусульманских кампусах (наиболее активной организацией на территории кампусов является "Джамаат-э-Ислами")) и высокому потенциалу лоббирования в рамках государственных структур.

Однако, для того, чтобы добиться существенного политического влияния и доступа к властным структурам, исламским партиям все еще необходима поддержка военных. С другой стороны, в том случае, если - история Пакистана знает прецеденты - честолюбивые представители военной верхушки примут решение положить конец демократическому правлению, то для преодоления сопротивления умеренных оппозиционных партий им, с большой долей вероятности, придется опираться именно на исламские партии. Оставив же за скобками сценарий военного переворота, необходимо отметить, что в контексте системы демократической передачи власти, способность исламских партий влиять на конфигурацию политической сцены страны будет зависеть, в первую очередь, от того, в какой степени умеренным партиям удастся укрепить институты гражданского правительства и обеспечить общественную поддержку политической и юридической реформам.

Законодательство Пакистана по прежнему содержит дискриминационные религиозные нормы, а на территории страны продолжают действовать такие судебные и политические структуры как Федеральный суд шариата и Совет исламской идеологии. Для того, чтобы правительство смогло выполнить взятые раннее на себя обязательства отменить дискриминационные нормы в существующем политическом климате, умеренные партии, в первую очередь, ППН и ПМЛ (Н), должны провести мероприятия по мобилизации своей электоральной базы - значительно превышающей по численности сторонников исламских партий и придерживающейся более умеренных взглядов - и добиться общественного консенсуса по восстановлению и защите фундаментальных прав и обеспечению равенства граждан. Для этого у них имеются все возможности: обеспечение широкой общественной поддержки в национальном масштабе протестам против режима Мушаррафа в 2007 г., приведшим к его уходу с поста, наглядное тому подтверждение. Обеим партиям необходимо продолжать развивать успех, которого они добились, вернувшись к гражданскому правлению и принять решение о проведении политики нетерпимости ко всем формам религиозной розни и экстремизма. Такая политика есть краеугольный камень в процессе упрочения еще весьма неустойчивой системы гражданского правления, успех которого жизненно необходим для стабилизации страны. Однако, для реализация такой политики от умеренных политических партий потребуется гораздо более высокая степень включения и активного участия рядовых активистов и низовых организаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С целью сокращения масштабов религиозной нетерпимости и насилия, укрепления верховенства закона и усиления институтов демократического государства.

Исполнительной власти Пакистана:

1.Привлекать к ответственности лиц или политические партии, выступающих с призывами к насильственным действиям или способствующих им, включая призывы к разжиганию религиозной розни и проведение митингов против религиозных и сектантских меньшинств.

2.Потребовать от исламских партий расформирования радикальных дочерних организаций в соответствии с статьей 256 Конституции, запретить негосударственные военизированные формирования; провести силовые операции против тех, кто отказывается разоружаться, предусмотреть возможность отстранения исламских партий от участия в выборах.

3.Снять запреты на союзы учащихся, но привлекать к ответственности любого шакирда или студенческую группировку, участвующих в разжигании религиозной розни или призывающих к насилию.

4.Реализовать разработанные раннее планы по реформированию сектора медресе, прежде всего:

a)Провести перерегистрацию всех медресе и потребовать от них предоставления прозрачной финансовой отчетности;

b)исключить из учебных программ идеологию джихада, пропаганду экстремизма и сектантские вероучения;

c)закрыть все медресе, связанные с запрещенными экстремистскими организациями и привлечь к ответственности их руководство, а, при наличии достаточных оснований, возбудить против них уголовные дела за насильственные деяния или соучастие в подстрекательстве к насилию; и

d)вести тщательное наблюдение за всеми медресе, заподозренными в связях с экстремистскими джихадистскими группировками.

Законодательной власти Пакистана:

5.Отменить постановление Низам-э-адль 2009 г., устанавливающее законы шариата в округе Малаканд пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и в будущем избегать любых уступок исламским партиям, которые подрывают основные конституционные права и парламентскую демократию федеративного государства.

6.Совершенствовать содержащее дискриминационные нормы исламское законодательство путем:

a)введения и применения строгих наказаний за ложные или необоснованные обвинения в богохульстве или преступлениях согласно постановлениям Худуд; и

b)обеспечения высокой степени защиты для судей, прокуроров, свидетелей и обвиняемых во время судов, проводимых согласно этому законодательству.

7.Принять конституционную поправку по упразднению Федерального Суда шариата, а его функции по пересмотру законодательства о несоответствии исламу передать в ведение Совета исламской идеологии (СИИ).

8.Обеспечить беспристрастность Совета исламской идеологии до тех пор, пока он продолжает свою деятельность:

a)запретить парламентариям занимать пост председателя Совета.

b)соблюдать букву и дух его устава, обеспечить разнообразное представительство в Совете, включая судей, ученых и женщин.

Судебной власти Пакистана:

9.Разработать четкую интерпретацию полномочий государства по обеспечению соблюдения этических норм ислама, которая совместима с решением, принятым Верховным Судом в 2006 г. по "Хизба билль" (закон о мусульманской ответственности); и защищать конституционно гарантируемые фундаментальные права, указав парламенту, в соответствии с такой правовой доктриной, отменить постановление Низам-э-адль, принятое в 2009 г., предписания Худуд и все дискриминационные религиозные положения, содержащиеся в Уголовном кодексе Пакистана.

Правящим политическим партиям Пакистана, прежде всего, ППН и ПМЛ (Н):

10.Не вступать, в контексте краткосрочных политических интересов, в коалиции и иные партнерские отношения с теми исламскими партиями и группировками, которые выступают за насилие или прибегают к нему, и/или ограничивают возможности по проведению демократических реформ, не образовывать с ними совместных предвыборных платформ.

11.Приступить к национальному диалогу и опираться на партийную базу для обеспечения общественной поддержки отмене всех законов, дискриминирующих по половому признаку, признакам вероисповедания и принадлежности к секте, включая закон о богохульстве, закон о запрете секты "Джамаата Ахмадийя", предписания Худуд и законы Кисас (возмездие) и Дият (вергельд).

Искать на Refworld

Страны