Последнее обновление: Среда, 19 июня 2019, 14:02 GMT

Украинский кризис: угрозы возобновления вооруженного конфликта после второго минского соглашения

Издатель Международная кризисная группа
Дата публикации 1 апреля 2015
Индекс документа Брифинг программы Кризисной группы по Европе No°73
Цитировать как Международная кризисная группа, Украинский кризис: угрозы возобновления вооруженного конфликта после второго минского соглашения, 1 апреля 2015, Брифинг программы Кризисной группы по Европе No°73, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5628aa824.html [последняя дата доступа 24 июня 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Вторым минским соглашением, заключенным 12 февраля, предусматривается перемирие, которое стороны пока в основном соблюдают, а также меры по деэскалации конфликта. Многие должностные лица на местах, а также в Киеве, Москве и на Западе, тем не менее, полагают, что война на востоке Украины может возобновиться в течение нескольких недель. Если это произойдет, то многое будет зависеть от качества высшего командного звена с обеих сторон. Украинская армия переживает кризис командования, который руководство страны, похоже, не хочет ни признавать, ни разрешать. Что касается повстанцев-сепаратистов, благодаря своим командирам и контролю Москвы при возобновлении сражений они могут иметь преимущество. Между тем президент Петр Порошенко сталкивается с критикой со стороны западных союзников за затягивание реформ; с противодействием со стороны политической верхушки из-за попыток провести законы, предусмотренные минским соглашением; с непрерывными жалобами из Донецка и Москвы по поводу недостаточности принимаемых мер.

Настоящий брифинг анализирует переговоры, приведшие к принятию этого соглашения; соотношение военных сил и склонность к дальнейшей конфронтации с обеих сторон; а также вероятные сценарии на ближайшее будущее. В выходящем одновременно с брифингом заявлении представлен анализ и политические рекомендации Кризисной группы по стратегическим вопросам, возникающим в сфере европейской безопасности в связи с кризисом.

Самое последнее наступление сепаратистов началось около 18 января и выдохлось в течение месяца. Оно повлекло за собой много жертв и разрушений, но не продемонстрировало почти ничего, кроме отсутствия решающего военного преимущества у какой-либо из сторон. Отступление украинской армии из Дебальцево (это стратегически важный железнодорожный узел, соединяющий сепаратистские территории в Донецкой и Луганской областях на Донбассе) после перемирия стало чувствительным политическим и военным ударом для Порошенко. Вместе с тем сепаратисты, хотя и провозгласили победу, понесли тяжелые потери и не достигли заявленных целей, в частности цели по установлению контроля над всей Донецкой областью.

В ходе наступления еще ярче проявились усугубляющиеся проблемы в вооруженных силах Украины, чье некомпетентное, порой коррумпированное высшее командование не способно разрабатывать эффективные боевые операции либо не желает ими руководить, предоставляя младших офицеров самим себе в ситуации серьезного давления. Профессиональные офицеры среднего звена открыто выступают против высшего командования, но правительство не реагирует. Из сообщений, поступавших с обеих сторон боевых действий, ясно, что украинские силы полны решимости, но им не хватает компетентного руководства.

Обучение Россией сил сепаратистов приносит свои плоды. Тем не менее, у их формирований множество проблем. В частности, по сравнению с Киевом, у них гораздо меньше людей, которых можно призвать в свои ряды; им серьезно не хватает опытных командиров; между руководителями различных политических и военных группировок есть глубокие противоречия, которые порой выливаются в насилие. Трудности возникают из-за организованной преступности; некоторые подразделения до сих пор действуют полуавтономно. У государства, за которое они воюют, почти нет политических и административных структур, денег, экономики. И все же они постепенно приближаются - благодаря значительной и, возможно, увеличивающейся управленческой поддержке России - к созданию функционирующей армии.

Главное, что обеспечило второе минское соглашение, - перемирие, после которого количество жертв резко сократилось. Обе стороны утверждают, что в соответствии с ним отвели тяжелое оружие - и обе стороны обвиняют друг друга, что оно было возвращено обратно на позиции, как только уехали наблюдатели. Большинство других пунктов соглашения также являются предметом споров. То, что Россия успешно настояла во время переговоров на сохранении за собой фактического контроля над частью границы с Украиной, указывает на то, что она не исключает военных решений.

Скорое наступление сепаратистов - например, с целью распространить контроль на всю территорию Донецкой области - невозможно без военной помощи со стороны России и, вероятно, без очередного значительного привлечения регулярных частей российской армии. Москве придется решать, готова ли она пойти на это под угрозой дальнейших американских и европейских санкций. Это проблематично для страны с инфляцией, которая может перевалить за 20%, с возможным банковским кризисом и с беспрецедентным бегством капитала.

Исследование для брифинга проводилось в Киеве и Брюсселе; в его основу легли предыдущие доклады, посвященные востоку Украины и внутриполитической ситуации в Украине.

Искать на Refworld

Страны