Над Нагорным Карабахом сгущаются тучи войны (Краткое содержание)

НАД НАГОРНЫМ КАРАБАХОМ СГУЩАЮТСЯ ТУЧИ ВОЙНЫ

Армения и Азербайджан вновь оказались перед угрозой столкновения, которая усиливается нарастающей активностью вдоль линий фронта в самом Нагорном Карабахе и вокруг него. Посредникам - России, Франции и США - следует призвать Ереван и Баку смягчить воинственную риторику, согласиться на возобновление переговоров и предпринять шаги к мирному урегулированию.

Краткое содержание

Спустя год после апрельской эскалации 2016 года, армянская и азербайджанская стороны впервые со времени подписания Соглашения о прекращения огня 1994 года оказались столь близки к перспективе возобновления войны. Политические причины и угрозы безопасности, которые привели к обострению ситуации в 2016 году, не только не исчезли, но еще более усугубились. Представители обоих сторон конфликта заявляют о том, что новая волна эскалации уже началась и продолжает развиваться. С середины января 2017 года в зоне конфликта с переменной интенсивностью происходят регулярные перестрелки с применением артиллерии и противотанковых пушек. В мае число инцидентов значительно увеличилось, в том числе с применением самонаводящихся ракет, а также ракетных снарядов вблизи густонаселенных гражданских поселений у линии разделения - крайне милитаризированной территории, которая разделяет армянскую и азербайджанскую стороны после заключения Соглашения о прекращении огня 1994 года. В условиях зашедшего в тупик процесса урегулирования конфликта, силовое решение вопроса начинает казаться привлекательной перспективой, по крайней мере на тот случай, если основной целью будет получение дополнительных тактических преимуществ в зоне конфликта. Оба противника, заручившись поддержкой своих обществ, открыто заявляют о готовности вступить в вооруженную конфронтацию. Нарастающее напряжение может перерасти в более крупное по масштабам столкновение с неминуемыми серьезными потерями среди гражданского населения, что может поднять вопрос о необходимости внешней интервенции для приостановления кровопролития.

Сложившаяся ситуация - последствие упущенных возможностей. Апрельские события 2016 года, унесшие жизни как минимум 200 человек и спровоцировавшие волну воинственных настроений, могли дать толчок и открыть новые возможности в процессе урегулирования конфликта под руководством Минской группы Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Однако обе встречи президентов Армении и Азербайджана в мае и июне 2016 года не принесли ощутимых результатов. Более того, с конца лета 2016 года ситуация периодически обострялась с десятками потерь среди военных с обеих сторон. Призывам к возобновлению переговоров главы государств предпочитают поездки на фронт и воинственные заявления на публику.

События, последовавшие после апрельской эскалацией, продемонстрировали всю слабость переговорных процессов по урегулированию конфликта. С одном стороны Армения, обеспокоенная безопасностью Нагорного Карабаха, и еще более раздраженная растущей самоуверенностью Баку, настаивает на необходимости снизить угрозы безопасности в зоне конфликта прежде чем приступать к содержательному обсуждению более обширного плана мирного урегулирования. Азербайджан недоволен затянувшимся состоянием статусом-кво и опасается того, что внедрение предложенных после апрельского столкновения дополнительных мер по обеспечению безопасности может лишь еще более укрепить сложившуюся ситуацию в зоне конфликта. Соответственно, Баку настаивает на безотлагательном проведении именно содержательных переговоров вокруг мирного плана. В ходе встреч в мае и июне 2016 года оба президента дали принципиальное согласие на усиление миссии мониторинга и внедрение механизма по расследованию инцидентов, что в идее должно было бы привести к снижению напряженности в зоне конфликта; параллельно с этим они обязались приступить к содержательным переговорам для решения основных вопросов в процессе урегулирования конфликта. Хотя темы, затрагиваемые в мирном плане, и не обсуждались на публике, среди точно есть три вопроса: о передаче некоторых подконтрольных Армении территорий в зоне конфликта под непосредственное управление Азербайджана, о статусе остальной части спорных территорий с армянским населением, а также вопрос о механизме обеспечения безопасности в зоне конфликта в целом. На сегодняшний день эти начинания, -включая идею об усилении миссии мониторинга в зоне конфликта, внедрении механизма расследования, а также начале содержательных переговоров вокруг мирного плана, - все они остаются нереализованными.

Лидеры Армении и Азербайджана относятся друг к другу с глубоким недоверием, что мешает им понять и признать интересы друг друга. Действенных каналов коммуникации нет не только между президентами, но и их правительствами и полевыми командирами в зоне конфликта. В результате на фоне такой тупиковой ситуации любое столкновение местного уровня способно выйти из-под контроля и перерасти в нечто большей. Это особенно опасно, если учитывать, что общества по обе стороны линии фронта разделяют убежденность в необратимости нового конфликта и необходимости «окончательного решения» карабахской проблемы, даже если это будет означать начало новой войны.

Основные элементы любого содержательного мирного плана хорошо известны - это различные вариации формулы «земля в обмен на статус» с внедрением надежных международных гарантий безопасности. Такой подход требует взаимных уступок, на которые, похоже, в данный момент не готова пойти ни одна из сторон. Как раз наоборот, с апреля 2016 года позиции каждой из них лишь ужесточились. Баку более настойчиво подчеркивает правовые основания своих претензий, требуя от международного сообщества признать факт аннексии азербайджанских территорий и призывая западное сообщество ввести санкции в отношении Армении; Азербайджан также пытается ограничить контакты иностранных граждан с Нагорным Карабахом, вводя ограничения на экономическую деятельность и на въезд в этот регион. В то же время Баку применяет все более серьезную военную силу для оказания давления на противника, на что армянская сторона готова ответить тем же. На фоне растущей угрозы безопасности Армения не только не выказывала интереса к тому, чтобы вывести переговоры из тупика, но и объявила о начале новой программы «нация-армия», которая обещает лишь только усилить военную риторику и милитаризацию общества. Ко всему этому, де-факто руководство Нагорного Карабаха заявляет о своей готовности в случае атаки противника продвинуться вглубь густонаселенных территорий с азербайджанским населением около линии разделения, чтобы создать новый «пояс безопасности» и упрочить свои позиции в будущих переговорах.

Пока напряженность в зоне конфликта продолжает расти, международное посредничество продолжает прибывать в стагнации. Россия по-прежнему остается наиболее влиятельным из зарубежных игроков в карабахском конфликте, однако ее роль далеко неоднозначна. Россия - «первая среди равных» в Минской группе ОБСЕ. При этом она является основным поставщиком оружия в Азербайджан и Армению, и обе стороны высказывают подозрения, что Россия заинтересована скорее в расширении своего влияния в регионе, чем в разрешении конфликта. Только когда ей в одиночку не удается добиться выполнения поставленной задачи, Россия готова разделить ответственность с другими сопредседателями Минской группы - Францией и США. При этом Париж и Вашингтон по большей части все еще заняты своими внутриполитическими делами. В добавок ко всему этому, в Баку и Ереване высказывают недоверие не только к России и Минской группе, но и в целом ко всей международной системе.

В свете нарастающей угрозы конфронтации, посредникам следует в первую очередь добиться восстановления регулярной и действенной коммуникации между лидерами Армении и Азербайджана. Им следует настоять на том, чтобы Ереван и Баку смягчили свои закостеневшие за 23 года позиции и сбавили военную риторику, подпитывающую воинственные настроения в обществах. Они должны более конкретно объяснить общественности какой риск несет в себе перспектива эскалация конфликта и к каким последствиям она может привести. Посредникам следует подтолкнуть Ереван и Баку к безотлагательной реализации мер восстановления доверия и безопасности - увеличение числа наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта и создание механизма расследования инцидентов под руководством ОБСЕ, - которые позволят существенно повысить ответственность каждой из сторон за происходящее в зоне конфликта. Посредникам также следует призвать установить регулярные контакты между полевыми командирами вдоль линии фронта. Параллельно с этим, Армения и Азербайджан должны начать содержательные переговоры по спорным вопросам, в том числе о перспективе возвращения под прямое управление Баку той части территории конфликтной зоны, которая прилегает к границам бывшей Автономной Области Нагорного Карабаха, о статусе самого Нагарного Карабаха, о международных гарантиях безопасности, а также о судьбе временно перемещенных лиц.

Работа в этом направлении подразумевает отказ России, США и Франции от взаимных разногласий и их готовность действовать в унисон для преодоления недоверия со стороны Баку и Еревана. Особая ответственность в этом вопросе возлагается на Россию с учетом ее особой роли в посредничестве и имеющихся у обеих сторон подозрений по поводу тех мотивов, которые преследует Москва. Так, чтобы развеять сомнения относительно возможности присутствия российских миротворцев в зоне конфликта, Москва могла бы предложить всем членам Минской группы ОБСЕ обсудить возможность размещения там многонациональных миротворческих сил. Россия также могла бы обнародовать дополнительную информацию о контрактах по продаже оружия Армении и Азербайджану.

При поддержке руководства своих стран, три сопредседателя должны настоять на том, чтобы Ереван и Баку пересмотрели свои позиции. Сделать это будет нелегко. В США и Франция совсем недавно произошли серьезные политические изменения, а серьезные подозрения по поводу намерений России сохраняются не только в Баку и Ереване, но и в других странах. Но в нынешнем случае с Карабахом дипломатический паралич слишком опасен, а время, необходимое для результативного дипломатического вмешательства, уже почти на исходе.

Ереван/Баку/Степанакерт/Брюссель/Вена, 1 июня 2017 года

Nagorno-Karabakh's Gathering War Clouds

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.