Изменения в уголовном законодательстве Казахстана – угроза правам человека

Активисты и международные организации усилили критику в адрес текущего пересмотра уголовного кодекса Казахстана и ассоциированных законов.

Парламент страны обсуждает ряд мер, которые, по словам критиков, ограничат основные права и нарушат эффективность судебной системы.

В дополнение к предлагаемым поправкам к основному Уголовному кодексу, новый Уголовно-процессуальный кодекс изменит метод расследования некоторых дел, тогда как Уголовно-исполнительный кодекс изменит условия содержания заключенных. Определенные правонарушения переносятся из Кодекса об административных правонарушениях в Уголовный кодекс, что означает более ужесточенные виды наказаний.

Несмотря на многочисленные возражения со стороны правозащитных организаций, все четыре законодательства прошли первое чтение в Мажилисе, нижней палате парламента, в январе и феврале, тогда как Уголовный кодекс прошел второе чтение 9 апреля.

Когда Мажилис закончит рассмотрение новых законопроектов, они будут направлены в Сенат, верхнюю палату, на рассмотрение перед тем, как попадут на подписание президенту Нурсултану Назарбаеву. Правительство надеется закончить работу над всеми законопроектами до летних каникул, чтобы законы вступили в силу в январе 2015 года.

Некоторые спорные поправки, такие как сохранение высшей меры наказания за террористические акты, повлекшие за собой гибель людей, вызвали особую озабоченность среди правозащитников.

Несмотря на то, что клевету, преследуемую в уголовном порядке, нежели в гражданском производстве, долго критиковали как опасное ограничение свободы слова, предлагаемый Уголовный кодекс сохранит данное положение.

Такие административные правонарушения как управление незарегистрированными религиозными организациями или участие в массовых митингах, не получивших предварительного одобрения властей, теперь переквалифицированы в преступления.

В прошлом году, когда правительство подало законопроекты в парламент, американская независимая правозащитная организация «Human Rights Watch» предупредила власти Казахстана, что предлагаемое законодательство не соответствует международным нормам.

Правительство отвергает такую критику, предпочитая сосредоточить внимание на положительных аспектах новых законов.

Представив изменения перед парламентом в конце прошлого года, заместитель генерального прокурора Иоган Меркель выделил элементы, которые, по его словам, уменьшат бремя на пенитенциарную систему.

Среди них более широкое использование альтернативных видов наказаний, таких как штрафы, переклассификация ряда тяжких преступлений в менее опасные преступления, и облегченная процедура досрочного освобождения для уязвимых слоев населения, в том числе беременных женщин и несовершеннолетних.

На двухдневном круглом столе, проходившем в прошлом месяце при поддержке ОБСЕ, на тему судебно-правовых реформ Алик Шпекбаев, заведующий отделом правоохранительной системы Администрации президент, заявил, что изменения позволят Казахстану «модернизировать подходы в работе правоохранительных органов, а также привести законодательство в соответствии с международными стандартами и практиками».

На этом же заседании Наталья Зарудна, глава Центра ОБСЕ в Астане, настоятельно призвала правительство применить «подход, направленный на обеспечение прав человека» при реформировании уголовного правосудия и привлечь к открытому обсуждению планируемых изменений специалистов в области права и гражданское общество.

Евгений Жовтис, главный правозащитник и учредитель Казахстанского международного Бюро по правам человека и соблюдению законности, в интервью IWPR рассказал, что власти ссылаются на угрозу «экстремизма» для ужесточения положений об общественных группах и религиозной деятельности.

Жовтис, принимавший участие в разработке существующего уголовного кодекса в 1998 году, говорит: «Появились даже статьи об уголовной ответственности за провоцирование трудовых конфликтов, что ставит под угрозу деятельность независимых профсоюзов и рабочих организаций. Добавились статьи, предусматривающие применение смертной казни, несмотря даже на действие бессрочного моратория на исполнение этого вида наказания, установленного Президентом Казахстана».

По словам Жовтиса, под воздействием страха от восстаний «Арабской весны» и недавних событий в Украине, казахское правительство «идет по пути регулирования свободы собраний, принятого в диктаторских или авторитарных режимах».

Амангельды Шорманбаев, эксперт ОФ «Международная правовая инициатива», говорит, что по предлагаемому уголовному кодексу и участники «несанкционированного» сбора и собственники помещений, в которых проводится сбор, подлежат уголовному преследованию. Выступая в январе на круглом столе по обсуждению законопроектов, Шорманбаев заявил, что участие в таком митинге и неповиновение полиции может привести к тюремному заключению сроком до двух месяцев, тогда как раньше срок за такое административное правонарушение составлял до 15 суток.

По новому уголовному кодексу, полицейский отчет автоматически запускает уголовное дело с полномасштабным расследованием вместо текущей практики предварительного досудебного следствия, когда доказательства собирались для определения необходимости судебного процесса.

Представители власти утверждают, что это упрощает досудебное уголовное производство и делает его более эффективным. Но эксперты предупреждают, что упразднение срока расследования нарушает права подозреваемых, которые становятся фигурантом полномасштабного уголовного дела, но не могут нанять адвоката до официального обвинения.

Другое положение означает, что лидерам НПО и религиозных организаций, не зарегистрировавшим свои группы, грозят сроки до шести лет.

Данная мера была выделена для критики Специальным докладчиком ООН Хайнером Билефельдтом, который во время недавней поездки в страну призвал правительство Казахстана воспрепятствовать введению обязательной регистрации для религиозных групп.

Сохранение клеветы в качестве уголовного преступления обеспокоило участников кампании за свободу слова. В феврале коалиция медиа-НПО, называющая себя «Статья 20», опубликовала обращение к законодателям Казахстана, призывая их убрать это положение из Уголовного кодекса. (См. также «B Казахстане Интернет-цензура становится жестче».)

Группа развития СМИ «Интерньюс-Казахстан» организовала встречу специалистов отрасли и депутатом Мажилиса в ходе кампании против нового законодательства.

Исполнительный директор «Интерньюс» Маржан Ельшибаева в интервью IWPR отметила, что закон об уголовно наказуемой клевете часто использовался для того, чтобы заставить замолчать критиков.

«Любая критика воспринималась как клевета. Даже любой профессиональный материал, состоящий из двух противоположенных точек зрения, при желании могут так интерпретировать, что кому-то из двух сторон может не понравиться и могут расценить как оскорбление личности», - говорит Ельшибаева.

Галымжан Хасенов, руководитель пресс-службы Комитета уголовно-исполнительной системы, заявил IWPR, что поддерживает сохранение клеветы в качестве уголовного преступления как средство устрашения для журналистов, которые «изложили информацию однобоко, не проверив ее» и «поленились» получить официальную реакцию.

Проект Уголовно-исполнительного кодекса включает изменения в правила, которые сокращают время свиданий для друзей и членов семь и упраздняют тюремные передачи.

Власти утверждают, что это необходимо для сокращения большого объема контрабанды, попадающей в тюрьму. По словам Хасенова, ежемесячный объем денежных средств, которые заключенным разрешено тратить в тюремных магазинах, будет увеличен, а беременным и кормящим женщинам будет все так же разрешено получать передачи из дома.

В отношении тюремных свиданий Хасенов сказал, что они соответствуют международным стандартам, добавив, что на объектах с низким уровнем безопасности продолжительность семейного свидания с ночевкой останется такой же, тогда как краткосрочные свидания будут продлены до шести часов.

Жовтис, предложивший собственную оценку уголовного кодекса парламентской рабочей группе по рассмотрению законопроекта, говорит, что приветствует некоторые положительные аспекты. Он указывает на введение «Национального превентивного механизма», который будет посещать тюрьмы, открытые для проверки независимыми общественными комиссиями, во избежание пыток и плохого обращения с заключенными. Этот механизм установлен в необязательном протоколе к международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Но кроме этого Жовтис отметил, что законопроект основан на устаревших концепциях «восстановления справедливости и перевоспитания осужденных», вместо современной системы «сохранения» физического и психического состояния осужденных с развитием у них социальных навыков жизни в обществе».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.