Армения: вступление в возглавляемый Москвой союз откладывается

В прошлом году Армения отказалась от сближения с Европой и вместо этого заявила о намерении вступить в возглавляемый Москвой Таможенный союз, но прогресс на пути к вступлению происходит медленнее, чем на это рассчитывало руководство Армении.

По мнению аналитиков, это может быть связано со щепетильным вопросом, касающимся спорных территорий Нагорного Карабаха.

Когда в сентябре прошлого года президент Серж Саргсян объявил о том, что Армения намеревается вступить в Таможенный союз, это положило конец планам об Ассоциативном соглашении с ЕС.

На саммите, состоявшемся 29 мая, трое членов Таможенного союза - Россия, Беларусь и Казахстан подписали документы о создании в следующем году более широкого объединения - Евразийского экономического союза.

Кыргызстан, который также стремится стать членом Таможенного союза, получил одобрение стран-членов для дальнейшего продвижения в сторону союза (Смотрите: Льготные условия вступления Кыргызстана в Таможенный союз). А другой претендент - Армения - была лишена этой возможности.

Вскоре после этого, без каких-либо объяснений, в отставку подала замминистра экономики Каринэ Минасян, которая была лидером армянской делегации в переговорном процессе по вступлению в ТС.

Председатель саммита, прошедшего в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал, что заявление Армении о вступлении в экономический союз будет рассмотрено до начала июля.

Вернувшись домой, президент Саргсян нивелировал опасения из-за откладывающегося вступления в Таможенный союз.

«Нет никаких препятствий для вступления Армении в Таможенный союз. Есть два-три чисто технических вопроса, связанных с нашими торговыми отношениями», - заявил президент Армении Серж Саргсян на заседании правящей Республиканской партии, состоявшейся после саммита. Он не уточнил, о каких конкретных вопросах шла речь.

Учитывая то, насколько официальные лица были уверены в предстоящем вступлении в экономический союз, новая отсрочка стала неожиданностью для многих.

Чиновники перестали делать оптимистические прогнозы относительно быстрого вступления, а аналитики стали задаваться вопросом хотят ли Россия, Беларусь и Казахстан, чтобы Армения вообще вступила в Таможенный союз.

«Москва задалась целью помешать продвижению бывших советских республик - Украины, Молдовы, Грузии и Армении в сторону Евроатлантических альянсов. Сейчас, когда ей удалось заставить Армению отказаться от углубления сотрудничества с Брюсселем, нет никакой необходимости спешить», - сказал IWPR директор Центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян.

«Другие страны-члены Таможенного союза - Казахстан и Беларусь, считают, что вступив в союз, Армения всегда будет голосовать так, как пожелают в Кремле. Кроме того, вступление Армении в союз грозит проблемами, так как у нее нет общей границы со странами-членами союза, и, помимо этого, существует Карабахский конфликт».

После войны в начале 90-х годов прошлого века, Нагорный Карабах управляется независимой армянской администрацией, хотя международное сообщество до сих пор считает его частью Азербайджана.

Несмотря на то, что Армения не признала независимость Карабаха, у обоих государств единая валюта и банковская система, а на границе между ними нет пограничного контроля. Если Армения вступит в Таможенный союз, то эти различия станут настолько размытыми, что Карабах фактически сможет действовать в рамках торгового блока.

На саммите Назарбаев дал ясно понять, что этого может не произойти. Он прямо сказал Саргсяну, что у Карабаха нет возможности быть принятым в организацию, поскольку вступить в нее могут только государства с международно-признанными границами. По его словам, товары, произведенные в Карабахе, не смогут продаваться так, как те, которые производят в общей экономической зоне.

Он заявил, что Армении следует: «Поступить так, как при вступлении во Всемирную торговую организацию, чтобы не разозлить наших друзей в Азербайджане, по границам, признанным ООН. Именно таким образом вы вступили во Всемирную торговую организацию, такой прецедент существует».

Григорян, который ранее был представителем Армении в Организации договора о коллективной безопасности, предположил, что, когда лидер Казахстана выразил нежелание относительно незамедлительного приема Армении, он говорил от лица всех трех государств-членов союза.

Вернувшись в Ереван, Саргсян попытался сгладить последствия заявлений Назарбаева.

«Конечно, высказывания Назарбаева были неприятными, но это не причинит нам никакого вреда. А кто сказал, что мы вступим в Таможенный союз вместе с Карабахом? Такого не было и не может быть, поскольку Карабах, по крайней мере, согласно нашему законодательству, сегодня не входит в состав Армении».

Однако нет никаких признаков того, что Армения согласится на сокращение товарооборота из Карабаха или начнет разграничивать их от тех товаров, которые производятся в самой Армении. За две недели до саммита в Астане премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что это является вопросом национальной безопасности.

По словам аналитиков, меры по разделению Армении и Карабаха будут непопулярными.

«Это очень опасное развитие событий. Впервые с 1992 года, была сделана попытка разграничить Ереван и Карабах», - сказал IWPR эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Мерабян, имея в виду сухопутный коридор, который был создан между Арменией и Карабахом после прекращения войны.

«Предпринимается попытка изменения статус-кво. Это изменение не в нашу пользу, а власти Армении, кажется, соглашаются на это».

Оппозиционные партии обрушилась с резкой критикой на Саргсяна. Армянский национальный конгресс заговорил о дипломатическом провале. Партия Наследие призвала руководство страны «немедленно прекратить процесс вступления в Таможенный и Евразийский экономический союзы".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.