Казахстан: неутешительные перспективы для гражданского общества

По словам казахстанских правозащитников, одобрение парламентом в начале этого месяца нового Уголовного кодекса является ударом по деятельности НПО. Теперь, наряду с продолжением многомесячной работы по внесению изменений в другое законодательство - закон о поддержке НПО - им приходится проводить еще одну кампанию против законодательных актов, которые угрожают работе гражданского сектора.

Парламент Казахстана одобрил Уголовный кодекс 11 июня, и как только президент Нурсултан Назарбаев подпишет его, он вступит в силу предположительно к январю следующего года.

По словам официальных лиц, кодекс уменьшит бремя пенитенциарной системы, разрешив использовать альтернативные виды наказаний, такие как штрафы. Также в нем изменена классификация ряда преступлений на менее опасные преступления, и облегчены требования к досрочному освобождению для слабозащищенных граждан, таких как беременные женщины и несовершеннолетние.

Но правозащитники, которые уже с прошлого года активно выступают против закона о поддержке НПО, говорят, что Уголовный кодекс содержит положения, которые увеличат число ограничений, препятствующих полноправной деятельности гражданского сектора. (См. также Изменения в уголовном законодательстве Казахстана - угроза правам человека.)

«Гуманизация не затронула НПО. Более того, законодатели расширили виды преступлений, в которых фигурируют НПО, и ужесточили наказание за них», - говорит Айгуль Каптаева, консультант казахстанского филиала Международного центра некоммерческого права.

Например, лидеры НПО и религиозных групп могут получить до нескольких лет лишения свободы, если не зарегистрируют свою организацию; получат финансирование в период, когда группа еще не зарегистрирована; или, если чиновники посчитают, что они вмешиваются в работу государственных структур.

Каптаева выступила 22 мая на общественных дебатах, организованных IWPR совместно с Институтом национальных и международных инициатив развития. В них приняли участие местные НПО, международные организации и СМИ.

На встрече обсуждалось, каким образом усилить кампанию против Уголовного кодекса, а также потребовать внесения изменений в предлагаемый закон о государственной поддержке НПО.

Последний закон отражает растущую тенденцию, когда государственное финансирование НПО - получаемое через госзаказ - увеличилось за последние десять лет. Представленный в прошлом году закон устанавливает длительный и сложный процесс доступа НПО к государственным заказам через тендер. При этом, только 15 групп из списка одобренных групп могут претендовать на получение государственной поддержки. (См. Закон об НПО в пользу организаций, лояльных властям Казахстана.)

При этом, победители тендера выбираются исключительно на основе самых дешевых проектных заявок, а не по критерию социальной значимости проекта.

Вместо госзаказов, как утверждают активисты, сектор нуждается в более широкой поддержке в форме грантов и налоговых льгот для некоммерческих организаций.

Участники кампании говорят, что добились некоторого успеха во время переговоров с министерством культуры и информации, которое разработало законопроект о поддержке НПО. Благодаря этому, закон, который должен был быть представлен перед парламентом в конце прошлого года, был отложен.

Министерство откликнулось на ряд предложений, в том числе, на внесение в закон понятия грант; участие НПО в работе комиссии по выделению грантов, и для мониторинга и оценки проектов; а также, для упрощения требований к получению государственных заказов.

Директор ОФ "Институт Национальных и Международных Инициатив Развития" Светлана Ушакова отметила, что за последние пару месяцев переговоры замедлились. В марте министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед был переведен на должность советника президента, а на смену ему пришел Арыстанбек Мухамедиулы.

Комментируя IWPR попытки властей принять жесткое законодательство против НПО, директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева, отметила, что сами чиновники привыкли жить по указке сверху и не имеют своей собственной позиции, поэтому они уверены, что НПО также являются ведомыми институтами, которыми кто-то извне манипулирует.

«В отношении мер, направленных против правозащитных организаций, это связано с тем, что их деятельность противоречит политике власти, целью которой является формирование лояльного режиму гражданина. Ведь деятельность НПО сконцентрирована на том, чтобы население знало свои права и могло защитить себя от произвола властей», - сказала Умбеталиева.

В день утверждения парламентом Уголовного кодекса, 18 ведущих НПО опубликовали письмо, в котором призывают Назарбаева наложить вето на целый ряд законов, утверждая, что они «значительно ограничивают и ущемляют права человека», вопреки конституции Казахстана и его международным обязательствам.

Правозащитники опасаются, что власти будут использовать новое законодательство для ограничения деятельности общественных групп, критикующих правительство или работающих в области прав человека.

«Неправительственные организации, которые работают в правовой и политической сферах, находятся под жестким контролем и прессингом казахстанских властей», - говорит Умбеталиева.

В 2012 году Россия ввела закон, требующий, чтобы НПО, получающие деньги из-за рубежа, регистрировались в качестве «иностранных агентов». Данное ужесточение мер повлияло и на официальное мнение в Казахстане.

Депутат парламента Дулат Куставлетов недавно сослался на некоторые НПО, как на «деструктивные элементы», и призвал власти учесть российский опыт и усилить контроль за группами, которые могут использоваться внешними силами для организации того, что он назвал «цветными революциями, интернет-восстаниями и флешмобными революциями».

Еркин Иргалиев, руководитель научно-образовательного фонда «Аспандау», утверждает, что правительство не заинтересовано в независимом и сильном гражданском секторе, и рассматривает НПО, получающие финансирование из-за рубежа, в качестве враждебных сил.

По словам политолога Айгуль Омаровой, проблема неправительственных организаций заключается не только в давлении властей, но и в том, что у них нет широкой поддержки среди населения. Эффективность их работы вызывает вопросы у людей, которые не понимают, чем конкретно занимаются правозащитники, так как они не могут донести до людей принципы своей работы.

Но, как говорят представители гражданского сектора, в связи с активной работой правозащитных групп на местах уже намного чаще обращаются к сотрудникам неправительственного сектора. Люди, чьи родственники стали жертвами пыток и жестокого обращения в тюрьмах, стали активнее сотрудничать с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности.

Основатель этой организации Евгений Жовтис считает, что главная проблема заключается в том, что в обществе нет запроса на свободу и она сама по себе не воспринимается как ценность, поэтому правозащитных активистов не считают действенной силой в Казахстане.

Студентка одного из алматинских ВУЗов Айнура Касымова рассказала, что благодаря активной работе НПО она и другие молодые люди в Казахстане получили широкую информацию о репродуктивном здоровье и болезнях передающихся половым путем. К ним в учебное заведение часто приходили работники НПО и просвещали их. Были также случаи, когда сотрудники неправительственного сектора рассказывали об их политических и гражданских правах. Но, по ее словам, люди обращаются к НПО в последнюю очередь, после того, как исчерпают надежду на справедливость.

«В обществе нет понимания того, что через систему НПО реализуются их конституционные права, - говорит она. - Многие считают, что это просто отчаянные люди, которые не согласны с властями и выступают против них».

Председатель общественного комитета по правам человека Игорь Колов говорит, что интерес к работе общественных групп нарастает.

«Думаю, что сектор НПО развивается, несмотря на то, что НПО и сейчас поставлены в такие условия, что борются за выживание, - говорит он. - Но, тем не менее, именно их представители, а не представители политических партий являются самой активной частью населения Казахстана».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.