Кыргызстан: «шаг назад» в сфере гражданских прав

Наряду с усилением антизападной риторики, еще одним побочным эффектом сближения Кыргызстана с Россией является новое настороженное настроение к неправительственным организация.

После выхода Кыргызстана из состава Советского союза в 1991 году, НПО преуспели в своей деятельности, благодаря финансированию со стороны зарубежных доноров и политической обстановке, которая была более благоприятной, чем в среднем по Центральной Азии.

Однако сейчас тенденция, кажется, идет на спад, и консерваторы предлагают новые законопроекты один за другим для ограничения гражданских свобод и зарубежного финансирования, которое помогает им существовать. Те, кто добивается увеличения ограничений, признают, что аналогичные события в России вдохновляют их.

В настоящее время парламент Кыргызстана рассматривает пакет законодательных актов, который, по словам правозащитных групп, окажет отрицательное воздействие на их работу.

В середине мая президент Алмазбек Атамбаев окончательно утвердил закон, предусматривающий уголовную ответственность за «ложный донос».

По словам правозащитных групп, это равносильно повторному введению закона о диффамации, который был отменен в 2011 году. По их словам, нечеткая формулировка позволяет слишком широко интерпретировать закон, а медиа-сообщество опасается, что закон будет использован для цензуры критической журналистики.

Международная правозащитная организация «Фридом Хаус», базирующаяся в США, описывает закон, как «часть общего тревожного тренда в сфере антидемократических законодательных инициатив за последнее время».

Месяцем ранее, 17 июня, парламентский Комитет по правам человека Кыргызстана одобрил закононопроект «о запрете пропаганды гомосексуализма», который предусматривает уголовную ответственность за распространение информации об отношениях между людьми одного пола.

Этот проект закона ранее был отклонен, а его одобрение депутатами в Комитете по правам человека предполагает, что настрой в политических кругах стал значительно менее либеральным.

Сейчас парламент рассматривает новую законодательную инициативу о шпионаже, который открывает возможность воздействовать на НПО, в частности, за подготовку альтернативных отчетов о правах человека в международные организации, например, в ООН.

И наконец, есть законопроект «об иностранных агентах», который опять же основан на российском законодательстве, направленном против НПО, получающих зарубежное финансирование. Заставляя их регистрироваться в качестве «иностранных агентов», властям легче преследовать и публично дискредитировать их.

Те, кто стоят за жестким законодательством, говорят, что оно направлено только на повышение подотчетности и прозрачности в секторе НПО.

Нуркамил Мадалиев, депутат пророссийской партии «Ар-Намыс», являющийся соавтором законопроектов об «иностранном агенте» и шпионаже, признает, что идеи позаимствованы у России.

«Мы же не живем на луне или в вакууме, мы живем в едином пространстве с Россией, и если у них есть хорошие идеи, почему бы не перенять? - вопрошает он IWPR. - Нам никто никаких указаний не давал. У нас в стране насчитываются более 10 тысяч НПО, и мы имеем право знать, чем они тут занимаются за счет иностранных денег».

Мадалиев добавил, что дело не только в западе, так как власти также планируют внимательно изучить группы, получающие средства из России и из арабских стран.

Некоторые из этих законодательных актов определенное время находились в процессе принятия, но ранее имели мало надежды на утверждение парламентом. Все быстро изменилось, поскольку все более изолированная Россия хочет быстрее укрепить свою позицию в странах бывшего Союза.

С прошлого года Кыргызстан намерен вступить в Таможенный союз, куда входят Россия, Беларусь и Казахстан. Вступление было задержано на несколько месяцев, поскольку правительство безуспешно пыталось обсудить особые условия вступления для смягчения негативных последствий на слабую экономику страны, которые безвыходно наступят.

После встречи блока в конце мая по окончательному оформлению создания расширенного объединения - Евразийского экономического союза, - Москва по сути устранила все препятствия, которые стояли перед Кыргызстаном, предложив ему пакет финансовой помощи и содействия в развитии, означающий, что он может вступить в Таможенный союз скорее раньше, чем позже. (Более подробно см. в статье «Льготные условия вступления Кыргызстана в Таможенный союз».)

Как бы Москва ни хотела, экономическая интеграция не означает автоматического перехода в политическое подчинение. Ее союзник Казахстан, например, преследует четкую линию по украинскому вопросу, а не стоит всецело на стороне Кремля. (См. Казахстан: политика лавирования в интересах многовекторной политики.)

В Кыргызстане политическое влияние кажется сильнее. Как сказал Мадалиев, «так как Россия является нашим близким соседом и стратегическим партнером, нет ничего плохого в том, что мы хотим двигаться по одинаковому направлению».

Известная правозащитница Толекан Исмаилова, председатель правозащитного движения «Бир дүйнө», считает, что поведение России в отношении Украины, включая присоединение Крыма, усилило разногласия, которые уже существовали в Кыргызстане. В стране образовалось два лагеря: те, кто опасается присоединения к России, и те, кто поддерживают Москву и считают ее критику «прозападной».

Позиция президента Атамбаева неоднозначна. В своих недавних комментариях он заявил, что нет необходимости в законе, ужесточающий контроль над НПО, и одновременно выразил озабоченность источниками финансирования тех же групп.

«Мне кажется, президент иногда очень болезненно воспринимает усиливающиеся нападки в его адрес в связи с Таможенным союзом, с продажей Газпрома и так далее, - говорит Медет Тюлегенов, преподаватель политологии в Американском университете в Центральной Азии. - И частично источником этих нападок являются эти НПО. И тут есть опасения, что президент видит в либеральных НПО противников его политики».

Тюлегенов видит две взаимно усиливающихся тенденции в формировании общественного мнения - сильное присутствие российских СМИ в стране, и желание местных политиков присоединиться к любой тенденции.

«Есть тревожная тенденция: часто действия наших руководителей звучат в унисон с тем, что делает Россия, - говорит он. - Наши политики пытаются смотреть, какие настроения в обществе, что может вызвать наиболее положительный резонанс в обществе, а наше общество смотрит российские каналы, и то, что там обсуждается, влияет и на них, в том числе и на наших политиков».

Изменения в отношениях на политическом уровне сопровождаются все более нетерпимым настроением в обществе и СМИ, а консервативный голос становится более решительным в осуждении «чужих ценностей».

Бурул Макенбаева, руководитель ОО «Психическое здоровье и общество», считает эти изменения в отношениях прямым результатом российского влияния.

«Пророссийское влияние строится на очень агрессивной антиамериканской, антизападной пропаганде, - говорит она. - Все это влияет на работу гражданского сектора, потому что мы работаем с населением. А население считает, что так как мы получаем основные средства из запада, НПО - их враг».

Новый консерватизм набирает силу как раз в тот момент, когда интерес запада в Кыргызстане, и вместе с ним донорская поддержка, приходит в упадок.

По словам Тюлегенова, спустя десятилетия помощи в строительстве сильного гражданского сектора, наступила усталость доноров. «Может быть, есть ощущение, что уже не стоит вкладывать», - говорит он.

Он отметил, что Россия использует собственный бренд неправительственных организаций в Кыргызстане для продвижения своих интересов, например, «Евразийцы - Новая волна» или местное представительство «Россотрудничества» - российского госагентства по поддержке этнических русских за рубежом.

По словам Макенбаевой, она опасается, что ценности, основанные на уважении прав человека, будут подорваны в обществе с меньшим плюрализмом мнений. По ее словам, власти «наверное, считают, что так будет проще управлять государством».

Исмаилова полагает, что медленное перемещение к России ограничит Кыргызстан рамками группы бывших советских республик, в которой авторитарное правление является нормой, а права человека игнорируются.

«Все контролируется, и они по-прежнему будут сужать пространство через антиконституционные законы, как происходит в России», - говорит она.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.