Хрупкий мир на линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил

Участившиеся летом этого года перестрелки между армянскими и азербайджанскими войсками пошли на убыль и, по всей видимости, это стало результатом встречи, проведенной в режиме прямого диалога российским президентом Владимиром Путиным.

За несколько недель до встречи, состоявшейся в черноморском городе Сочи 10 августа, с обеих сторон были убиты десятки солдат, что вызвало опасения о возобновлении полномасштабного конфликта спустя 20 лет после карабахской войны, приостановленной благодаря заключенному шаткому перемирию. Перестрелки велись как вдоль линии соприкосновения, которая являет собой границу между азербайджанскими войсками и территорией вокруг Карабаха, удерживаемой армянами, а также на государственной границе между Арменией и Азербайджаном. (Смотрите: По мере роста числа жертв, армяно-азербайджанский конфликт вызывает больше опасений)

Самостоятельно организовав встречу, Путин успешно оттеснил на второй план Минскую группу ОБСЕ - основную посредническую структуру по карабахскому конфликту, под совместным председательством России, Соединенных Штатов и Франции. Он заявил, что Москва продолжит работу с международными партнерами, однако с Арменией и Азербайджаном ее связывают «особо близкие отношения, глубокая предыстория, позволяющая нам откровенно обменяться мнениями по поводу того, где мы находимся и что нужно сделать для того, чтобы двигаться вперёд к урегулированию всех этих проблем, доставшихся нам из прошлого». (Смотрите также: Путин выступил посредником на армяно-азербайджанских переговорах)

Хотя на встрече не было принято никаких конкретных решений, президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян подчеркнули необходимость мирного процесса. По словам Путина, он верит в то, что у жителей Азербайджана и Армении есть «добрая воля», необходимая для решения «любой сложной ситуации».

Тот факт, что Саргсян и Алиев вообще были готовы к встрече друг с другом, дает наблюдателям надежду на то, что они оба готовы отступить от занимаемых позиций, что было подтверждено временным затишьем в приграничных перестрелках.

Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по Карабаху Анджей Каспшик подтвердил, что столкновения стали происходить реже.

«Это весьма положительное явление, и надеюсь, что так и будет продолжаться, - заявил Каспшик в интервью азербайджанскому информационному агентству Тренд 4 сентября. - За обеспечение ненарушения режима прекращения огня ответственны обе стороны».

Каспшик добавил, что готов всячески содействовать применению новых средств по сокращению числа жертв среди военных и мирного населения, например, предоставлять командирам воинских формирований сторон возможность вести прямые переговоры, используя радиоприемники ОБСЕ.

«В целом, я стараюсь осуществлять меры доверия, которые могут облегчить ситуацию и привести к продвижениям в мирных переговорах, проводимых сопредседателями [Минской группы]», - заявил Каспшик.

После сочинской встречи, Саргсян повторил давнюю просьбу Армении к международному сообществу - принимать более активное участие в разделении двух сторон.

«Самым эффективным механизмом является формирование международного механизма предупреждения и расследования инцидентов. Если мы сумеем сформировать такой механизм, я думаю, что это будет серьезным стимулом предупреждения инцидентов, потому что подобный механизм предполагает выявление виновных», - заявил он в интервью телеканалу Armnews.

В настоящее время азербайджанские и армянские вооруженные силы не разделены миротворческими войсками. Это было предусмотрено в Мадридских принципах - пакете идей, которые стоят на повестке с 2007 года и которые Минская группа желает видеть в качестве основы для достижения прогресса в разрешении карабахского кризиса. Согласно этим принципам, Карабаху будет предоставлен промежуточный статус до проведения референдума, территории вокруг Нагорного Карабаха, также находящиеся под контролем армянской стороны, будут возвращены Азербайджану. Беженцы смогут вернуться домой, будет обеспечен сухопутный коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом, и международное сообщество разместит своих миротворцев. По поводу деталей существует множество разногласий, особенно в связи с этапами выполнения тех или иных элементов.

После воцарения относительного спокойствия, многие армянские политологи попытались понять причины беспрецедентного учащения перестрелок. Многие напрямую обвинили в этом Азербайджан.

По мнению экс-министра иностранных дел Александра Арзуманяна: «Азербайджан предпринял неудачную попытку оказать давление на Армению, намереваясь этим добиться уступок в переговорах по Карабаху. В Баку решили, что все внимание международного сообщество направлено в сторону Украины, и что наступил удобный момент для атаки».

Эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Мерабян согласен с тем, что цель заключалась именно в этом и добавляет, что ее осуществление с треском провалилось.

«Эти события подтверждают, что после принятия решения о совершении нападения, азербайджанская армия оказалась не в состоянии достичь своих военных задач, а армянские войска с успехом справились со своим заданием», - сказал он.

Директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян сказал, что важно «не только то, что произошло, но и то, чего не произошло». По его словам, несмотря на развертывание многочисленных вооруженных сил и вооружений, азербайджанской армии не удалось достичь успеха. Это указывает на то, что она «далека» от того, чтобы вести полномасштабное наступление.

Уязвленное насмешками армянских коллег по поводу своих действий, министерство обороны Азербайджана опубликовало заявление, в котором летние события расценивались таким образом, что армянские войска были плохо обучены, недисциплинированны и не имели должного вооружения.

Политическая верхушка Азербайджана, наоборот, была уверена в боеготовности своих вооруженных сил, в том, что их моральный дух высок, а условия службы улучшены. Так сказано в заявлении, которое 6 сентября распространило информационное агентство АПА.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.