Последнее обновление: Понедельник, 16 сентября 2019, 13:18 GMT

Предотвратить влияние Исламского Государства на Грузию

Версия на английском Keeping Islamic State Out of Georgia
Издатель Институт по освещению войны и мира
Автор Тинатин Жваниа и Гиорги Купатадзе
Дата публикации 22 июня 2015
Цитировать как Институт по освещению войны и мира, Предотвратить влияние Исламского Государства на Грузию, 22 июня 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/55fbcba08.html [последняя дата доступа 19 сентября 2019]

После ареста на прошлой неделе в Грузии четырех человек, подозреваемых в связях с Исламским Государством, возросла обеспокоенность из-за исламской радикализации.

Старейшины из Панкиси с апреля обращаются к правительству с призывом предпринять какие-либо действия, после того как двоим подросткам 16 и 18 лет удалось вылететь из Тбилиси в Турцию, откуда они перебрались в Сирию.

Вероятно, для принятия участия в боевых действиях на стороне Исламского Государства в Сирию уехали до 200 жителей Грузии. Считается, что большинство из них были выходцами Панкисского ущелья, и уже известно, что в ходе боевых действий погибли 14 жителей ущелья.

В Панкисском ущелье, в основном, проживают кистинцы - мусульманское этническое меньшинство, насчитывающее чуть более 8 000 человек и имеющее общие корни с чеченцами из Северного Кавказа. Тут же проживают и чеченские беженцы, которые через горы спаслись от двух войн, произошедших на их родной земле за два последних десятилетия.

В этом месяце, по обвинению в вербовке людей для Исламского Государства был арестован 39-летний житель села Джоколо Айуп Борчашвили. Еще трое молодых людей, которых полиция идентифицировала только по именам, были задержаны в Тбилиси, когда они готовились выехать из страны, вероятно, при помощи Борчашвили.

Некоторые из тех, кто прошел через конфликты в Чечне, привезли с собой идеи исламского фундаментализма. Это консервативное направление известное здесь как «ваххабизм» - вольный термин, используемый для описания различных форм суннитской фундаментальной идеологии.

В самом крупном селе Панкисского ущелья Дуиси действуют две мечети. Одна известна как «традиционная», а другая как «ваххабистская». «Традиционную», в основном, посещают представители старшего поколения, а «ваххабистская» привлекает молодежь.

«Конечно, есть люди, которые занимаются агитацией, - сказала IWPR беженка из Чечни, и член совета женщин-старейшин Зарина Цатиева. - Ведь если люди продолжают уезжать, значит, кто-то этим занимается. Просто никто не решается говорить об этом вслух».

Члены совета старейшин и эксперты по борьбе с экстремизмом утверждают, что правительство в Тбилиси должно предпринимать больше мер для предотвращения угрозы насильственного экстремизма.

Премьер-министр Иракли Гарибашвили заявляет, что его правительство воспринимает угрозы очень серьезно, а в апреле он сообщил репортерам, что внимание на радикализацаии Панкиси было «удвоено и учетверено».

«Проблема перехода добровольцев в Сирию, это головная боль для всего мира и мировые лидеры до сих пор не могут найти выход, как пресечь этот поток и осуществить его превенцию», - заявил Гарибашвили.

12 июня Парламент Грузии принял поправки к Уголовному кодексу, которые расширяют круг преступлений, связанных с незаконными вооруженными формированиями. Например, законопроект криминализирует пересечение границы с террористическими целями.

Заместитель министра внутренних дел Леван Изориа заявил в парламенте, что правительство приступило к подготовке этой инициативы в прошлом году в сотрудничестве с западными партнерами, однако он также признал, что государство должно содействовать интеграции молодых людей в общество.

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Самым одиозным уроженцем из ущелья является один из лидеров Исламского Государства Тархан Батирашвили, известный как Абу Умар аш-Шишани. Еще несколько выходцев из ущелья также добились высоких рангов в Исламском Государстве или других исламских повстанческих организациях, действующих в Сирии.

Некоторые пожилые члены кистинской общины с неохотой признают, что Батирашвили и другие члены ИГ стали для молодого поколения образцами для подражания.

«Они [молодые люди] смотрят видео в интернете, общаются с теми, кто уже уехал, - сказала местная жительница, которая, как и многие здесь, отказалась называть свое имя. - Даже девушки увлечены Сирией и говорят юношам, что выйдут за них замуж, если те поедут воевать. У нас уже две старшеклассницы вышли замуж в Сирию».

«Для них те, кто уехал - герои».

Местные наблюдатели заявляют, что радикально настроен лишь небольшой процент панкисских «ваххабитов», но, по их же словам, под влиянием джихадистских сайтов из число растет.

«За последние годы ваххабизм действительно укрепился в Панкиси, в основном, среди молодежи, - сказал один из специалистов, работающих с молодежью, который назвал себя «традиционным» мусульманином. - Специального исследования, разумеется, не проводилось, но я бы сказал, что уже большая часть населения ущелья - ваххабиты. Но среди них далеко не все поддерживают Исламское Государство».

По подсчетам тех, кто работает с молодежью, радикалы составляют 10-15% от «ваххабитов», но, по их мнению, если не предпринимать никаких мер по борьбе с этой тенденцией, то этот показатель будет расти.

ПРОПАГАНДЕ РАДИКАЛИЗМА НУЖНЫ АЛЬТЕРНАТИВЫ

В конце июня в Вене состоится большая конференция ОБСЕ по Противодействию подстрекательству и найму террористов. На момент публикации статьи, правительство Грузии не планировало принимать в ней участия.

Британский журналист и консультант по борьбе с терроризмом Оник Джеймс Крикорян заявил IWPR, что это очень печально.

«Чиновники МВД Грузии, министерства юстиции, МИД и министерства по делам молодежи упустили возможность наладить более тесные связи со своими коллегами из-за рубежа для обмена знаниями и опытом, - сказал он. - Это необходимо делать. Подобны рейды [недавние аресты] без реального противодействия насильственному экстремизму на местах не смогут улучшить ситуацию.

«Это в большей степени связано с пропагандой, чем с чем-нибудь еще, и, если только правительство не заблокирует интернет, эта пропаганда будет распространяться, - сказал он. - В действительности предполагаемые местные вербовщики являются лишь частью проблемы. Значение может иметь даже антипропаганда, распространяемая местными и заслуживающими доверия людьми, но именно этого больше всего и не хватает в Панкиси и Грузии».

Некоторые политики, журналисты и активисты НПО утверждаю, что радикализации способствуют социально-экономические проблемы, существующие в Панкиси, и считают, что решением этой проблемы может стать трудоустройство и улучшение благосостояния населения.

Однако другие эксперты заявляют, что все не так просто.

«В Панкиси люди живут получше, чем, скажем, в некоторых районах Западной Грузии. Тут дело не в рабочих местах и не в социальных благах. Ведется очень мощная идеологическая работа, и противостоять необходимо именно ей», - сказала женщина, которая уже в течение долгого времени проживает в ущелье и которая тоже попросила не называть своего имени.

«Разумеется, есть проблема безработицы, есть проблема маргинализации, но проблема номер один - пропаганда, - сказал Крикорян. - Проблема в отсутствии правильного религиозного воспитания. Если не обучать молодежь правильно, то их будут обучать те, кто искажают истину».

Крикорян также видит необходимость в более объективной работе СМИ, поскольку, если жители Панкиси будут чувствовать себя маргинализированными, то наиболее вероятно, что их увлекут радикальные идеи.

«Исламское Государство пользуется информационным вакуумом», - сказал он.

Крикорян считает, что Грузия, по крайней мере, находится в более выгодном положении для решения это проблемы, чем другие страны региона.

«Самое худшее, что могут сделать власти это - запретить ваххабизм. Необходимо более активное гражданское общество, вовлечение местных организаций, включая местных женщин, - сказал он. - У Грузии есть одно преимущество, по сравнению с некоторыми соседями - она более свободна и есть потенциал, чтобы меры по борьбе с радикализацией работали, если будет политическая воля».

Искать на Refworld

Страны