Защитники природы против инициатив Грузии в сфере гидроэнергетики

Грузинское правительство с энтузиазмом продвигает гидроэлектроэнергию как средство достижения независимости в сфере энергетики. Тем не менее, экологи говорят, что различные проекты строительства гидроэлектростанций нанесут серьезный вред экосистеме и призывают власти искать альтернативы.

Поскольку большая часть ее территории покрыта горами, Грузия является идеальным местом для функционирования гидроэлектростанций. Первая ГЭС была построена тут в 1898 году, а в 1978 году советская власть построила крупнейшую плотину Ингури ГЭС высотой 251 метр и выработкой 5,5 миллиардов кВт-ч, которая до сих пор остается одним из главных источников электроэнергии для страны.

Всего в Грузии действует 66 ГЭС, однако, большинство из них малые. В настоящее время ведется или планируется строительство еще 15 гидроэлектростанций. Несмотря на это, Грузия ведет борьбу за обеспечение энергией в течение всего года.

По официальным данным, в прошлом году Грузия выработала 10,4 миллиарда кВт-ч электроэнергии; из них - 8,3 миллиардов кВт-ч на ГЭС, из которых 5.5 млрд кВт-ч только на Ингури ГЭС, а остальные 2,036 млрд кВт-ч - на теплоэлектростанциях, работающих на импортируемом природном газе.

Зимой, когда уровень воды в водохранилищах опускается до минимального уровня, значительную часть электроэнергии Грузия вынуждена импортировать. В прошлом году из России было импортировано 607 миллионов кВт-ч, а из Азербайджана - 184 миллиона.

Директор Института энергетики и устойчивого развития Мурман Маргвелашвили сказал IWPR, что чрезмерная зависимость от зарубежных поставщиков энергии далека от идеала.

«Когда ты окажешься в тяжелом положении и зависишь от какой-то страны, эта страна может воспользоваться ситуацией в свою пользу», - сказал он, намекая на Россию, с которой у Грузии плохие взаимоотношения из-за поддержки Абхазии и Южной Осетии.

Правительство Грузии надеется, сократить энергодефицит посредством ряда новых проектов. 16 сентября началось официальное строительство Ненскра ГЭС в Сванети - высокогорном регионе, расположенном на северо-западе Грузии. После завершения строительства в 2012 году ГЭС ежегодно будет вырабатывать 1. 2 миллиарда кВт-ч, что составит лишь часть электроэнергии, вырабатываемой на Ингрури ГЭС, также расположенной в Сванети. Выработка электроэнергии начнется в 2019 году. Плотина Ненскра ГЭС будет в высоту 130 метров, что примерно вдвое меньше Ингури ГЭС.

«Ненскра ГЭС станет опорой энергонебезопасности нашей страны», - заявил на церемонии открытия премьер-министр Иракли Гарибашвили.

Он отметил, что это первый проект строительства такой масштабной гидроэлектростанции с тех пор, как два десятилетия назад Грузия обрела независимость.

«Что самое главное, это обеспечит замещение импортировавшейся в зимний период электроэнергии и будет гарантом того, что наша энергосистема станет более устойчивой и независимой», - заявил Гарибашвили.

Проект, стоимость которого составляет один миллиард долларов США, финансируется правительством Грузии и южнокорейской компанией K Water, работы выполняются итальянской строительной компанией Salini Impregilo.

Проект Ненскра ГЭС был встречен яростным сопротивлением со стороны экологов и местных жителей.

Бывшая министр охраны окружающей среды, а ныне руководитель организации Друзья Земли Нино Чхобадзе в беседе с журналистами заявила, что осуществление проекта Ненскра ГЭС, может привести к повышению влажности, а также сходу оползней, которые и так часто происходят в высокогорных регионах.

Чхобадзе предупредила, что строительство увеличивает риск уничтожения уникальной экосистемы, в том числе занесенного в Красную книгу вида форели.

«Этим проектом мы воздействуем не на маленькое ущелье, а на всю экосистему региона Сванети, - сказала она. - В свое время изменения были вызваны строительством Ингури ГЭС, и сегодня происходит своего рода стабилизация экосистемы, но еще одно такое вмешательство может вызвать катастрофические последствия».

Из-за возражений местных жителей и экологов, в Сванети был заморожен третий крупный проект. Начиная с 1979 года, в подвешенном состоянии находится проект Худони ГЭС, несмотря на неоднократные усилия правительства по его восстановлению. Если Худони будет завершено, то плотина в 202 метра с годовой выработкой энергии в 2.2 миллиарда кВч-т, будет больше чем Ненскра, но все же меньше, чем Ингури ГЭС.

Проект продвигает министр энергетики Каха Каладзе, который заявил, что это увеличит объем производимой в стране электроэнергии и будет способствовать восстановлению Сванети. (Смотрите: Грузия: энергетический проект встречен жестким сопротивлением)

Несмотря на то, возобновление работы на плотине Худони еще не согласовано, местные жители в сентябре устроили акцию протеста, на которой обвинили власти в неспособности думать о последствиях.

Маргвелашвили сказал IWPR, что, несмотря на желание стать самодостаточным производителем энергии, это является далекой перспективой, поскольку спрос растет быстрее, чем потенциальная выработка в новых проектах.

«В ближайшее время полная энергонезависимость страны невозможна», - сказал он.

Противники проекта Ненскра склонны оперировать экологическими проблемами, которые вызваны такими же гидроэлектростанциями, расположенными в различных регионах Грузии.

Последствием строительства электростанции называют оползни, из-за которых в мае и июне 2014 года в Дарьяльском ущелье погибли несколько человек, хотя власти опровергают какую-либо связь.

Проект Дарьяли ГЭС вызывал противоречия и до этого, так как он расположен на территории национального парка.

Руководитель НПО Степанцминда Шота Бучукури утверждает, что компания Darial Energy начала работы в 2011 году, не имея на это официального разрешения.

«Согласно грузинскому законодательству, строительство на территории национального парка запрещено. Когда, благодаря природоохранникам, история вышла наружу, премьер издал распоряжение, лишив территорию статуса национального парка, но такое право по закону есть только у парламента», - сказал он.

По словам Бучукури, работы в Дарьяльском ущелье изначально были опасными.

«Были подготовлены несколько заключений геологов, в том числе местных, о том, что эти ГЭС содержат серьезную угрозу, что подтвердилось в прошлом году, когда сошел Девдоракский оползень и погибли несколько человек, в том числе работавших на этой ГЭС, - сказал он. - Геологи говорят, что на леднике сохраняется несколько очагов потенциальных оползней. Угроза существует как для нижнего Дарьяльского ущелья, так и начала верхнего. С такими процессами нельзя играть».

Проект строительства ГЭС в северо-западном регионе Рача-Лечхуми столкнулся с таким же сопротивлением экологов и местного населения. В недавнем докладе организации Зеленая Альтернатива сказано, что строительство электростанции Намахвани может вызвать значительную эрозию почвы и сход оползней.

В докладе также утверждается, что для проведения дороги к водохранилищу должны быть переселены жители 14 деревень.

Официальные лица заявляют, что риски преувеличены, и что за все инфраструктурные проекты приходятся платить определенную цену.

Менеджер проектов Фонда развития энергетики Грузии Торнике Казарашвили заявил, что разрушительные последствия проекта Намахвани сильно преувеличены.

«Максимум 15 семей, из них 13 согласны на переселение», - сказал он IWPR.

«Климат изменится, тут двух мнений быть не может и никто не спорит, - сказал он. - Можно жить при свету и немного навредить природе, или жить в пещере и окружающая среда будет первозданной».

Несмотря на существование определенного интереса по развитию в Грузии солнечной энергии, Казарашвили сказал, что технология все еще слишком дорога, чтобы сделать ее экономически жизнеспособной.

Тем не менее, он отметил, что ведется работа по строительству первого в истории Грузии ветроэнергоцента - станции «ветряных мельниц», недалеко от города Гори. Она должна заработать в следующем году.

Казарашвили сказал, что энергия, создаваемая этими ветровыми турбинами, будет использована для решения дефицита энергии в зимнее время, добавив, что планируется строительство других ветроэнергоцентров.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.