Последнее обновление: Четверг, 26 марта 2020, 09:11 GMT

Армения-Азербайджан: больше переговоров, больше перестрелок

Издатель Институт по освещению войны и мира
Автор Армен Карапетян
Дата публикации 19 января 2016
Индекс документа CRS Issue 801
Цитировать как Институт по освещению войны и мира, Армения-Азербайджан: больше переговоров, больше перестрелок, 19 января 2016, CRS Issue 801, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/569e4fab4.html [последняя дата доступа 29 марта 2020]

Президенты Армении и Азербайджана на прошедшей неделе провели одну из редких встреч на фоне эскалации напряженности вокруг Нагорного Карабаха.

Встреча президента Армении Сержа Саргсяна и его азербайджанского коллеги Ильхама Алиева состоялась 19 декабря в столице Швейцарии Берне под эгидой Минской группы - трехстороннего органа, учрежденного Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе для поддержки мирных переговоров по Карабаху.

«Саммит предоставил президентам возможность пояснить свои позиции», - сказано в заявлении Минской группы, опубликованном после его проведения. Хотя встреча не принесла никаких конкретных результатов, факт проведения переговоров между двумя лидерами получил положительную оценку. Последний раз Саргсян и Алиев встречались для обсуждения конфликта в Париже в октябре 2014 года. (Смотрите: Возможно ли возобновление армяно-азербайджанских переговоров?)

Согласно заявлению, Алиев и Саргсян выразили готовность продолжать переговоры по окончательному урегулированию Карабахского конфликта, оба заявили о приверженности к мирному урегулированию и оба еще раз подтвердили, что они поддерживают Минскую группу в качестве главного посреднического органа. Последнее стало важным заявлением, поскольку в последнее время поддержка Минской группы ослабла из-за того, что местные власти обвиняют структуру ОБСЕ, председателями которого являются дипломаты Соединенных Штатов, России и Франции, в поддержке одной из сторон, либо в неспособности достичь прогресса.

В результате войны в начале 1990-х годов местная армянская администрация получила контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему несколькими азербайджанскими районами. Соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 году, предотвратило возобновление широкомасштабных военных действий, но оно часто нарушается перестрелками вдоль линии соприкосновения вооруженных сил вокруг Нагорного Карабаха и на армяно-азербайджанской государственной границе.

Более интенсивные периоды боевых действий всегда вызывают обеспокоенность о возобновлении полномасштабного конфликта. Значительный всплеск боевых действий был отмечен в июле-августе 2014 года, затем в январе 2015 года, а в последний раз с октября этого года. (Смотрите: Армения-Азербайджан: перестрелки - чаще, оружие - мощнее)

Накануне встречи Саргсяна и Алиева появились сообщения о новых жертвах. По информации минобороны Нагорного Карабаха, в ночь с 17 на 18 декабря, в результате разведывательного рейда противника, были убиты трое армянских военнослужащих и два азербайджанских солдата. Азербайджан позже опроверг эту информацию.

В заявлении ОБСЕ сказано, что Алиев и Саргсян обсудили недавнюю вспышку насилия и «выразили глубокую озабоченность в связи с жертвами, в том числе и среди гражданских лиц, вызванных применением тяжелого оружия».

Сообщения о развертывании более тяжелого вооружения стали появляться осенью этого года. Сначала армяне обвинили азербайджанцев в использовании минометов, ракет и артиллерии крупного калибра, потом объявили, что приняли ответные меры, используя такое же вооружение.

9 декабря, Министерство обороны Карабаха заявило, что армянские войска были обстреляны азербайджанским танком. Боевая бронированная машина была использована впервые с 1994 года. Министр обороны Армении Сейран Оганян призвал Минскую группу ОБСЕ подвергнуть Азербайджан критике по этому инциденту.

Азербайджанские чиновники напрямую не отрицают использование танка. Согласно информационному агентству Azernews, комментируя заявления от 10 декабря, глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Вагиф Дергяхлы просто сказал, что армия «в зависимости от ситуации используют против врага различное вооружение».

Армения и Азербайджан закупают большую часть вооружения у России. Армения является давним и надежным союзником Москвы в регионе, в котором у остальных государств мало друзей. (Смотрите нашу новую статью об Армении и русско-турецком кризисе) . Но благодаря нефтяным доходам Азербайджан может купить любое современное вооружение, какое только захочет, а Россия с радостью готова его продать.

Согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), опубликованного в марте прошлого года, объемы поставок вооружения в Азербайджан за период с 2005-09 по 2010-14 выросли на 249%, в результате чего он стал вторым по величине импортером вооружения в Европе. 85 % вооружения страна приобрела у России.

В последнее время, в основном были произведены закупки высокотехнологического вооружения, например, последних моделей танков Т-90, ракетно-зенитных комплексов С-300, боевых вертолетов Ми-35М и реактивных систем залпового огня Смерч.

По информации SIPRI, импорт Армении за этот же период составил 4% от объема закупок Азербайджана.

Эксперты в Армении и Азербайджане едины во мнении, что последняя эскалация конфликта произошла скорее в результате целенаправленного политического расчета, чем из-за воинственно настроенных подразделений, но они резко расходятся во мнении о том, кто является инициатором конфликта.

Заместитель директора Кавказского института в Ереване Сергей Минасян утверждает, что накануне встречи президентов 19 декабря Азербайджан хотел усилить давление на медиаторов ОБСЕ и армянскую сторону. По его словам, желание укрепить военную мощь находит отражение и во внутреннем давлении, оказываемом на правительство Азербайджана.

«Также есть и другие факторы, такие как снижение государственных доходов Азербайджана в связи с резким падением цены на нефть, - сказал Минасян. - Мы видим, что происходит в Азербайджане: фактически распущено министерство госбезопасности, волнения в Нардаране и, обостряя ситуацию на границе, администрация Алиева пытается отвлечь внимание населения».

Директор Центра политических инноваций и технологий из Баку Мубариз Ахмедоглу заявил, что инициатором конфликта была Армения.

Ахмедоглу отметил, что по существующему мнению, раз армяне получили де-факто контроль над всей желаемой территорией, то у них нет необходимости нарушать статус-кво, принимая участие в агрессивных военных действиях. Но по его словам, принимать это за истину было бы неправильно.

«В реальности это - ошибочный подход, - заявил он на пресс-конференции, организованной информационным агентством Тренд. - Армения понимает, что все, что она сделала, не оформлено с правовой точки зрения. В настоящее время цель Армении - добиться подписания какого-либо правового документа в любой форме, пусть и с малым содержанием … главная цель Армении - постоянно удерживать на повестке дня линию соприкосновения как источник опасности. А самым лучшим методом для этого является частое нарушение режима прекращения огня, потому что информация об этом быстро распространяется в СМИ и доходит до влиятельных лиц на международной арене».

9 декабря спикер Госдепартамента США Джон Кирби призвал стороны завершить очередной раунд насилия. «Мы напоминаем сторонам, что эти нападения не соответствуют обязательствам президентов Армении и Азербайджана найти мирное решение в урегулировании конфликта», - заявил он.

Отвечая на вопрос о том, может ли обострение российско-турецких отношений влиять на армяно-азербайджанскую ситуацию, Кирби заявил: «Очевидно, что в обоих случаях мы желаем деэскалации ситуации и преобладания трезвой логики. Мы обеспокоены случаями насилия, а не его источниками; естественно, мы продолжим мониторинг и будем следить за отношениями РФ и Турции».

Искать на Refworld