Права человека в Азербайджане вновь привлекают внимание

Если руководство Азербайджана считало, что освобождение известной правозащитницы Лейлы Юнус, которое произошло 9 декабря, усмирит его критиков, то оно ошиблось.

Этот шаг, напротив, вновь приковал внимание к неудовлетворительному состоянию в области прав человека в Азербайджане и бедственному положению десятков других политзаключенных - журналистов, правозащитников и оппозиционных деятелей.

Директор Института мира и демократии в Азербайджане Лейла Юнус была задержана вместе со своим супругом Арифом в июле 2014 года и через год была приговорена к восьми с половиной годам тюремного заключения. Обвинение, якобы, основанное на мошенничестве и уклонении от уплаты налогов был воспринят как возмездие за ее правозащитную деятельность.

По состоянию здоровья Юнус было досрочно освобождена на гуманитарных основаниях. Ее супруг уже был освобожден из-за плохого здоровья.

Богатый нефтью Азербайджан ратифицировал Европейскую конвенцию по правам человека в 2002 году и с тех пор его правительство многократно ее нарушало. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который находится в Страсбурге, в прошлом году вынес по Азербайджану 11 приговоров, а еще девять в первой половине 2015 года.

Теоретически поскольку Азербайджан является одним из 47 членов Совета Европы, эти постановления должны быть обязательно исполнены. Но на практике соблюдение им Конвенции по правам человека оставляет желать лучшего.

Сейчас Совет Европы хочет изменить это.

«Решения Европейского суда по правам человека выявили случаи необоснованного использования юридического права для подавления критических выступлений и ограничения свободы слова в Азербайджане», - заявил Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд.

16 декабря Ягланд инициировал официальное расследование соблюдения Конвенции о правах человека в Азербайджане. Со своего назначения на эту должность в 2009 году, он впервые прибегнул к этой мере.

«Я особо обеспокоен тем, что в результате превышения чиновниками своих полномочий в стране ограничиваются свободы. Европейский суд по правам человека выявил такие факты в деле Ильгара Мамедова, - заявил Ягланд. - Это серьезное нарушение положений Конвенции».

Мамедов является оппозиционным политиком и лидером движения Республиканская альтернатива (РеАл). В марте 2014 года он был приговорен к семи годам тюремного заключения. Он был осужден вместе с зампредседателя партии Мусават Тофиг Ягублу. Их признали виновными в организации беспорядков в городе Исмаилы в январе 2013 года. Ни один из них не находился тогда в городе. (Смотрите: Азербайджан: двоих оппозиционеров приговорили к тюремному заключению)

Спустя два месяца после вынесения Мамедову приговора ЕСПЧ принял по его делу постановление.

«Суд пришел к выводу, что настоящей целью его задержания стало намерение подавить и наказать Мамедова за критику правительства и публикацию информации, которое оно пыталось скрыть», - сказано в постановлении ЕСПЧ от мая 2014 года, в котором он обязал правительство Азербайджана выплатить Мамедову компенсацию в размере 22 000 евро.

Правительство не выплатило эту сумму и игнорирует неоднократные призывы освободить Мамедава со стороны Советом Европы и нескольких международных правозащитных организаций.

В октябре Мамедов был жестоко избит в тюрьме. Он был упомянут в докладе ООН по пыткам и плохому обращению в пенетрационных учреждениях Азербайджана, который был опубликован 9 декабря - в день освобождения Юнус.

Комитет ООН против пыток заявил о своей «крайней обеспокоенности» из-за того, что несмотря на сотни заявлений о пытках в пенетрационных учреждениях Азербайджана, с 2010 по 2015 год за это не был подвергнут преследованию ни один человек. Он выразил озабоченность в связи с тем, что государственная партия Азербайджана «сочла необоснованными все заявления о пытках и плохом обращении, выдвинутые во время диалога».

Апелляция Мамедова была рассмотрена Верховным судом в октябре, а затем направлена в апелляционный суд Шеки. Сайт Contact.az со ссылкой на его адвоката Фуада Агаеа сообщает, что слушание назначено на конец февраля.

Как и Мамедов Ягублу поехал в Исмаилы на следующий день после беспорядков в январе 2013 года. Он освещал события для газеты Ени Мусват, в которой работает обозревателем. Он тоже был арестован в марте 2014 года и приговорен к пяти годам заключения.

Ягублу подал жалобу в ЕСПЧ, который 5 ноября опубликовал постановление о том, что Азербайджан нарушил его права по Статье 5 (право на свободу и безопасность) Европейской конвенции по правам человека. Он обязал правительство выплатить ему компенсацию в размере 24 000 евро.

По словам его дочери Нигяр, она не верит в его скорое освобождение, поскольку правительство Азербайджана не выполняет постановлений Европейского суда.

«Решение по делу Ильгара Мамедова не вынесено, - сказал она. - Мы не настолько наивны, чтобы надеяться на освобождение нашего отца».

Есть и другие примеры игнорирования постановлений ЕСПЧ, как в деле бывшего министра здравоохранения Али Инсанова. Он был арестован накануне парламентских выборов в октябре 2005 года по подозрению в организации переворота. Позднее это обвинение было отклонено. В конечном счете, он был обвинен за подделку документов и хищение общественных фондов и в 2007 году приговорен к одиннадцати годам тюремного заключения.

Инсанов подал свое дело в Европейский суд и в частности пожаловался на условия пребывания в заключении, отсутствие медицинской помощи и неадекватное время, предоставленное для подготовки своей защиты. В марте 2013 года ЕСПЧ опубликовал постановление о том, что права Инсанова были нарушены и обязал правительство Азербайджана выплатить ему компенсацию в размере 10 000 евро.

После публикации постановления ЕСПЧ дело Инсанова было передано в Верховный суд, а потом в апелляционный суд Баку. Но его задержание было одобрено и он до сих пор находится в тюрьме.

БЕСПОКОИТ ЛИ КРИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВО?

Руководитель Общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов отмечает, что было время, когда правительство выполняло решения ЕСПЧ. По словам Гасанова, хотя сейчас «оно не признает решений», но «в случае необходимости, компенсация выплачивается вне поля зрения общественности».

Авторитарная администрация, возглавляемая президентом Ильхамом Аливым, который в 2003 году сменил на должности своего покойного отца, в течение последних нескольких лет усилила преследование диссидентов. Международная организация Freedom House в своем ежегодном отчете Свобода в мире, опубликованном в 2015 году, оценила страну как «несвободную». В Азербайджане закрылись многие СМИ и международные НПО.

О числе политических преследований в Азербайджане существуют разные данные. Группы гражданского общества указывают 80-100 политзаключенных. Заключенные выходят на свободу или получают президентское помилование, а остальные остаются в тюрьме годами. Тем не менее, новые аресты и задержания документируются постоянно.

Тем не менее, руководство Азербайджана не столь невосприимчиво к международной критике, как это может показаться.

«Баку, безусловно, заботит значение решений ЕСПЧ, - говорит директор Human Rights Watch на Южном Кавказе Георгий Гогиа. - Он действительно платит штрафы, установленные судом для возмещения ущерба, и делает это даже в тех случаях, когда ему не удается выполнить общих мер или отреагировать по существу дела, в том числе и в дело Ильгара Мамедова».

В то время как власти пытаются официально выполнять решения, для них не секрет как «как затягивать освобождение отдельно взятого лица после решения ЕСПЧ», - сказал Гогиа. Например, в случае редактор газеты Эйнулла Фатуллаев, с момента принятия судебного решения и до его освобождения прошло полтора года.

«Парадоксально, но Азербайджан действительно заботится о международном мнении и тратит значительные средства на формирование этого мнения», - сказал Гогиа. - Будь то организации международных мега-событий или сотрудничество с международными лоббистскими компаниями».

В мае 2012 года в Азербайджане прошел конкурс Евровидение, в июне 2015 Европейские игры.

По мнению Гогиа, «не последовательный, не единый ответ международного сообщества отчасти является причиной того, что Азербайджан думает, что он может просто отмахиваться от критики и идти дальше, как обычно».

Руководитель научно-исследовательского центра Восток-Запад в Баку Арастун Оруджлу согласен с тем, что в Европе отсутствует политическая воля, как и эффективные механизмы давления и санкции.

«До сегодняшнего дня Европа не хотела портить отношений, особенно в сфере энергетики и именно поэтому он не обращала внимания на выполнение решений, - сказал Оруджлу. - Для правительства Азербайджана, решения Европейского суда уже утратили свое значение».

Оруджлу, очевидно, не единственный кто пришел к такому выводу.

16 декабря, в тот же день, когда Генеральный секретарь Ягланд объявил его начале расследования по выполнению Азербайджаном своих обязательств перед Советом Европы, американский законодатель представил в палате представителей знаковый законопроект Акт о демократии в Азербайджане 2015. Законопроект, представленный членом палаты представителей и республиканцем, который является председателем Хельсинкской комиссии США Крисом Смитом, призывает к отказу от выдачи виз высокопоставленным чиновникам правительства Азербайджана.

«Настало время, чтобы послать четкий сигнал», - сказал Смит на слушаниях в Вашингтоне по обсуждению преследования журналистки Хадиджи Исмаил, которая была арестована год назад. В сентябре этого года Исмаил была приговорена к семи с половиной годам лишения свободы, якобы за налоговые и коммерческие преступления, но, несомненно, что причиной стало проведение журналистских расследований, в которых анализировалось финансовые махинации среди высшей элитных Азербайджана. (Смотрите: Хадиджа Исмаил: «Они меня не сломят»)

Хельсинкская комиссия заявила, что визовые санкции могут быть отменены «когда правительство Азербайджана продемонстрирует существенный прогресс в освобождении политзаключенных, прекращении притеснения гражданского общества и проведении свободных и справедливых выборов».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.