Армения: «утечка» информации о состоянии здоровья президента

В Армении политологи обсуждают новость о том, что президент Серж Саркисян прошел курс лечения стволовыми клетками в Южной Корее.

То, что эта информация просочилась, а не была официально объявлена, наводит на мысль о начавшейся внутри правящей элиты борьбы за власть, несмотря на то, что президентские выборы состоятся в 2018 году.

Газета Армянское время сообщила, что 6 ноября после того, как Саркисяну доложили о столкновениях между полицией и участниками акции протеста, пришлось вызвать врачей. 16 января она известила о том, что Саркисян, вместо того чтобы уйти в заявленный отпуск, поехал на лечение в Южную Корею.

Руководитель пресс-службы правительства опроверг эти сообщения, назвав одно из них «глупой ложью».

Но 24 января южнокорейский сайт Chosun.com опубликовал информацию о том, что Саркисян провел в стране неделю для прохождения курса лечения стволовыми клетками, предназначенного для снижения веса и замедления процесса старения.

После этого руководитель пресс-службы президента Арман Сагателян был вынужден подтвердить, что Саркисян действительно проходил курс лечения, но настоял, что оно носило профилактический характер и было оплачено из личных средств президента.

Эксперт Центра политических исследований Армен Бадалян полагает, что утечка связана с обострением ожесточенной борьбы за власть, возглавляемой бывшим президентом Робертом Кочаряном.

«Конечно, президент должен пояснить, почему его пресс-секретарь пошел на очевидную ложь. Кроме того, он должен объяснить, откуда у него столько денег, чтобы он мог позволить себе пройти курс омолаживающей терапии в Южной Корее - сказал Бадалян IWPR. - Однако существует оборотная сторона медали: это - последний срок правления Сержа Саркисяна и появился серьезный конкурент. Не исключено, что по мере приближения окончания срока правления президента, его окружение хочет обезопасить себя и подготавливает почву для возвращения Кочаряна».

Саркисян не сможет принять участие в выборах 2018 года, поскольку, по Конституции, президент не может избираться более двух сроков подряд.

То обстоятельство, что в декабре прошлого года Кочарян выступил с резкой критикой в адрес правительства и премьер-министра, навело наблюдателей на мысль, что он уже планирует вернуться на президентский пост.

В 2008 году, после завершения своего второго президентского срока, Кочарян, которому тогда было 54 года, заявил: «Я не собираюсь становиться самым молодым пенсионером».

Многие наблюдатели предсказывают, что Саркисян и Кочарян, которые вместе воевали в Карабахе в начале 90-х годов, попытаются повторить модель, использованную в России, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись постами президента и премьер-министра, и тем самым сохранили за собой власть.

Назначение на пост премьер-министра Тиграна Саркисяна снизило вероятность того, что это может произойти.

«Кажется, Серж Саркисян дал возможность Тиграну Саркисяну занять президентское кресло», - сказал IWPR экс-советник Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян. Тер-Петросян был первым президентом независимой Армении, а сейчас возглавляет оппозиционную партию Армянский национальный конгресс.

«Более того, Тигран Саркисян решил создать лояльные ему политические силы. Это раздражает Кочаряна. Он понимает, что у него появляется конкурент».

Манучарян отметил, что в отличие от многих оппозиционных политиков, у Кочаряна есть финансовые ресурсы и связи с политической элитой, необходимые для борьбы за власть.

«Он даже сумел объединить вокруг себя большую часть представителей оппозиции. С другой стороны, это - последний срок президентства Сержа Саркисяна … и армянская элита вынуждена будет выбирать. Это - беспрецедентная ситуация для властей … отсюда и берут начало подобные скандалы».

Еще один правительственный скандал всплыл в связи с делом известного предпринимателя Пайлака Айрапетяна. Он стал банкротом после того, как одолжил 11 миллионов долларов США человеку, который якобы планировал инвестировать их в золотых рудники и алмазные месторождения в Сьерра-Леоне, а потом исчез.

Айрапетян заявил полиции о том, что он был уверен в сделке, поскольку в деловых переговорах несколько раз принимал участие премьер-министр Саркисян.

Сам глава правительства опроверг какую-либо причастность к этим делам. Он остается на занимаемой должности, но Манучарян считает, что это только начало грязной борьбы за высший руководящий пост.

«Думаю, это не последний подобный скандал», - сказал он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.