Правительство Армении обеспокоено планом оппозиции по проведению митинга

Правительство Армении обеспокоено планом оппозиции отметить шестую годовщину массовых демонстраций, завершившихся кровопролитием.

Оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) выбрал 1 марта для того, чтобы почтить память жертв кровопролитных столкновений.

В этот день 2008 года, по приказу правительства полиция применила силу для разгона оппозиционной демонстрации против итогов президентских выборов, состоявшихся в феврале. По итогам голосования, победителем был объявлен Серж Саркисян, занимающий этот пост до настоящего момента. Сообщалось о десяти погибших и множестве раненых. Кровопролитные столкновения потрясли жителей Армении и многие из них запомнили эту дату.

Несмотря на то, что муниципальные власти столицы Еревана дали разрешение на проведение демонстрации, были арестованы активисты АНК, распространяющие информационные листовки.

Один инцидент произошел в ночь с 9 на 10 февраля, когда в центре города был арестован Вардан Арутюнян и еще девять активистов АНК.

«У нас в руках была фотография Сержа Саркисяна и плакат со словами "Сержик - государственный изменник". Однако полицейские задержали нас, не дав начать акцию, - рассказал потом Арутюнян журналистам. - В этот момент мы ходили по улице, ничего не делали, но в полиции нам сказали, что был митинг, поэтому нас доставили в участок».

Всех десятерых активистов оштрафовали за «неправильное использование общественных мест» и освободили через три часа.

12 февраля активисты АНК снова раздавали информационные листовки, когда к ним подошла группа сторонников правящей Республиканской партии и начала их оскорблять. Прибывшие сотрудники полиции задержали членов обеих групп.

Член правления АНК и председатель комиссии партии по организации общественных мероприятий Арег Геворкян предположил, что появление сторонников Республиканской партии, по всей видимости, было запланировано заранее.

«Совершенно очевидно, что подслушивают наши [телефонные] разговоры и следят за нами, и этот инцидент не был случайностью», - сказал он.

В заявлении, распространенном АНК, инцидент характеризуется «как дешевая провокация» властей, которые опасаются последствий демонстрацией, назначенной на 1 марта.

Глава молодежной организации Республиканской партии Карен Авакян, оправдал вмешательство своих коллег оскорбительным содержанием листовок.

«Естественно, наши молодые люди не могли пройти мимо этого. Ни одна политическая сила не имеет права перехoдить рамки в политических процессах. Мы долгое время не реагировали на подобные проявления, однако, впредь все подобные действия удостоятся ответа", - сказал Авакян IWPR. - Юридическую оценку даст полиция … Я хочу просто напомнить всем, что никто не имеет права оскорблять кого-то и распространять листовки с подобным оскорбительным содержанием».

По словам Геворкяна, листовки с изображением президента с перечеркнутым лицом, которые раздавали активисты АНК, не являлись официальными материалами партии, а были напечатаны самими активистами.

Непонятно, почему руководство Армении могло быть обеспокоено из-за нескольких несущественных листовок.

По словам Геворкяна: «Они отлично сознают, что любая активность может привести к изменениям в ситуации и тому, что от них окончательно избавятся. Именно в этом и заключается причина того, что они всеми способами пытаются помешать распространению информации о митинге [1 марта]».

Глава аналитического центра Диалог Ерванд Бозоян считает, что правительство защищается по ряду вопросов - непопулярные решения о вступлении, в возглавляемый Москвой, Таможенный союз и передача российскому энергогиганту Газпрому полного контроля над газовой сетью Армении, а также осуществление пенсионной реформы, требующей выплаты обязательных взносов. Все эти вопросы стали ключевыми для проведения уличных акций протеста.

«В условиях подобного социального напряжения, конечно, у властей появляется чувство страха, в результате чего создается такая ситуация», - сказал он.

Политолог и научный директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян заявляет, что попытки подорвать общественную кампанию оппозиции на самом деле увеличивают ее эффективность.

«Это постоянная тактика властей. Это - их характер, традиции уличных разборок, - сказал он. - И все это продолжается в течение вот уже нескольких лет».

В ходе инцидента, произошедшего 12-го февраля, полиция сделала себе еще большую антирекламу, задержав двоих журналистов - корреспондента газеты Чоррорд Ишханутюн Ани Геворкян и оператора сайта ilur.am Саркиса Геворкяна.

Ани Геворкян рассказала, что сотрудники полиции попытались отнять у них камеры, потом задержали их, а ей нанесли физическое оскорбление.

«В машине полицейские продолжали бить меня по рукам. А в участке, начальник местного управления Артак Погосян, который заметил, как я давала интервью по телефону, дал мне пощечину, после чего у меня отобрали телефон».

Когда журналисты потребовали вызвать адвоката, их обоих обыскали и отобрали у них камеры. Потом их отпустили на свободу и вернули камеры, но оказалось, что снятые кадры были удалены.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Дуня Миятович, опубликовала заявление, в котором выразила обеспокоенность в связи с отношением, проявленным к этим двум журналистам.

«Насилие в отношении журналистов неприемлемо. Особенно настораживает то, что сотрудники полиции, которые призваны помогать и защищать журналистов, сами применяют силу в их отношении», - написала Миятович в письме, адресованном властям Армении.

Защитник прав человека Армении Карен Андреасян выразил аналогичную обеспокоенность и отметил, что препятствование профессиональной деятельности журналистов и применение по отношению к ним насилия «являются уголовно преследуемыми действиями и достойны жесткого осуждения, в особенности, если эти преступления были совершены государственными чиновниками».

После заявления защитника прав человека, три независимых ведомства правоохранительных служб Армении начали вести следствия по делу о нападении на журналистов.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.