Ограниченные избирательные права ВПЛ в Азербайджане

Официально беженцы все еще считаются жителями тех районов, с которых они были вынуждены бежать 20 лет назад.

Спустя два десятилетия после приостановления конфликта в Нагорном Карабахе, азербайджанцы, которые были вынуждены покинуть свои родные дома во время войны, не могут принимать участия в местных выборах.

Когда в декабре прошлого года в Азербайджане проходили выборы в муниципальные органы, сотни тысяч внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) не принимали в них участия, поскольку они не могут получить постоянного вида на жительство.

«Вынужденным мигрантам не позволили принять участия в муниципальных выборах. Будто бы мы не являемся гражданами этой страны», - сказал Максад Мирзаев, который проживает в городе Казах на северо-западе Азербайджана.

Технически ВПЛ все еще прописаны в Карабахе или прилежащих районах, которые остаются под армянским контролем, а не в тех муниципальных избирательных округах, в которых они сейчас проживают. Поэтому они не включены в списки избирателей на местных выборах, хотя они могут голосовать на президентских и парламентских выборах.

«То, что вынужденным мигрантам запрещено участвовать в муниципальных выборах является нарушением Конституции Азербайджана, национального законодательства и международных договоров, - сказал IWPR юрист и член оппозиционной партии Мусават Эльман Фаттах. - Правительство пользуется оккупацией, чтобы оправдать отстранение от участия в выборах ВПЛ. Но это лишь повод. Фактически они делают это, чтобы значительная часть населения была вне политики».

Чиновники утверждают, что ВПЛ находятся вдали от своих домов только временно, и поэтому нет смысла позволять им принимать участие в местных выборах.

Член парламента от правящей партии Ени Азербайджан Айдин Мирзазаде не видит в этом законе ничего предосудительного, заявив, что было правильно не позволять временным жителям принимать участия в местных выборах.

«Вынужденные переселенцы являются временными жителями этих районов. По этой причине было бы неправильно предоставлять им права голоса наравне с людьми, у которых есть постоянная прописка», - сказал член парламента от правящей партии Ени Азербайджан Айдын Мирзазаде.

Однако прошло уже два десятилетия с тех пор, как ВПЛ были вынуждены бежать, и нет никаких признаков урегулирования, которое позволило бы им вернуться. Боевые действия прекратились с подписанием перемирия в 1994 году, но многолетние переговоры не принесли прогресса в достижении возможного соглашения. Армянская администрация Карабаха заявляет о своем суверенитете, а Азербайджан настаивает на том, что он должен восстановить контроль над всей своей территорией.

Нежелание чиновников предоставить ВПЛ такие же избирательные права, какими обладают остальные жители, связано с опасением, что это может быть воспринято как де-факто признание того, что они не вернуться домой.

«У этого есть правовая и политическая стороны, - сказал IWPR член Центральной избирательной комиссии Акиф Гурбанов. - Переговоры проходят для того, чтобы вновь обрести оккупированные территории. Есть вероятность того, что эти территории будут возвращены или освобождены от оккупации».

Он добавил: «К сожалению, избирательное законодательство не предусматривает вероятности оккупации».

Сотрудник отдела министерства юстиции по связям с муниципалитетами Гадир Халилов заявил, что у его ведомства нет иного выхода, как придерживаться принятых правил.

«Департамент работает с существующими муниципалитетами. Создание новых муниципалитетов это - не наша обязанность», - сказал он.

Большинство ВПЛ, отстраненных от участия в местных выборах, до сих пор считаются жителями Нагорно-Карабахского автономного округа или одного из семи прилежащих к нему районов, которые целиком или частично находятся под армянским контролем.

Магсад Мирзаев относится к другой категории - его село Бархударлы является одним из немногих, которые принадлежат Азербайджану, но при Советском Союзе, когда обе республики были частью одного государства, они находились в анклаве на территории Армении. Жители села бежали до того как там разгорелась война 1992 года и поселились в ближайшем азербайджанском городе - Казах. Несмотря на то, что они переехали в пределах одного административного района, они все равно не могут принимать участия в муниципальных выборах.

«Мы живем в городе Казах более 20 лет, и мы уже постоянные жители этого города, - сказал Мирзаев. - Мы хотим участвовать в общественной жизни. Каждый раз, когда проходят муниципальные выборы, мы обращаемся в местную избирательную комиссию, но она отказывается признавать наше право на участие в выборах в качестве кандидатов и право голосовать».

Шохрат Метлебзаде, который был вынужден бежать из другого села, когда его во время войны захватили армянские войска. По его словам, чиновники сказали ему, что он сможет голосовать, когда его родное село вернется под контроль правительства Азербайджана.

«Но никто не знает, когда наши земли будут освобождены. Мы живем в городе Казах, мы используем электричество, газ и воду, мы пользуемся дорогами. Проблемы того города - наши проблемы, - сказал он. - Как такое может возможно, что мой сосед может принимать участие в выборах, а я нет?».

Также как и ВПЛ в декабрьских выборах не смогут принять участия и люди, которые живут в приграничных территориях с Арменией. В селах, которые расположены рядом с границей с Арменией, нет муниципальной структуры, и поэтому выборы там не проводятся.

«Нам говорят, что мы живем на границе, и война может начаться в любую минуту, и еще слишком рано создавать муниципалитеты», - сказал житель одного из таких сел Гушчу Айрым Эмиль Искандаров. ( Для дополнительной информации об этом селе смотрите: Азербайджан: приграничные села на грани выживания).

Адвокат с оппозиционными взглядами Фаттах сказал, что это совершенно незаконно, поскольку для наличия в таких районах муниципальных органов нет никаких препятствий.

По словам Гурбанова, причина заключается в том, что у приграничных сел нет четко обозначенных границ избирательных округов, и сотрудникам было очень опасно ездить туда для их маркировки. Тем временем, он признал, что отказывать жителям сел в возможности принимать участие в местных выборах «противоречит Конституции и нашим обязательствам, принятым по международным соглашениям».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.