Армения: конституционный референдум омрачен заявлениями о фальсификациях

Правительство Армении приветствует голосование «за» на референдуме по конституционным поправкам, а оппозиция утверждает, что результаты были сфабрикованы полумиллионом фальшивых бюллетеней.

7 декабря, на следующий день после проведения референдума, в столице Ереване сотни людей выступили против его результатов, а оппозиция предупредила, что могут последовать и более массовые демонстрации. Она также заявила, что обжалует результаты в Конституционном суде Армении.

Центральная избирательная комиссия официально признала итоги голосования 13 декабря, заявив, что после рассмотрения полученных ею результатов и жалоб, пакет реформ был с успехом прият.

По заявлению Комиссии, за поправки проголосовало 63.4 процента избирателей при явке в 50,5 процентов от 2.5 миллионного электората. «За» проголосовали около 32 процентов от всех зарегистрированных избирателей, включая и тех, кто не пришел на участки; для признания результата действительным требовалось минимум 25% электората.

Конституционная реформа предполагает предоставление будущим президентам в большей степени церемониальной роли, усиление позиций парламентского большинства и выбранного им премьер-министра. Президента будет избирать парламент, а не народ и срок его правления составит семь лет вместо нынешних пяти. (Смотрите нашу предыдущую статью: Граждане Армении голосуют по проекту конституционных реформ)

Противники реформ заявили, что этот кажущийся переход к более демократической системе направлен на передачу бессрочной власти Республиканской партии, возглавляемой Сержом Саргсяном, который в 2018 году должен уйти с поста президента Армении.

Оппозиция заявила о массовых нарушениях сразу же после выборов.

«Имели место массовые фальсификации, - заявил заместитель председателя оппозиционной партии Армянский национальный конгресс (АНК) Левон Зурабян, который руководил кампанией «Нет». - Было сфальсифицировано полмиллиона голосов».

«Представители оппозиции, независимые наблюдатели и журналисты подверглись запугиванию и насилию», - добавил Зурабян.

Другой представитель оппозиционного штаба - руководитель партии Наследие Раффи Ованиисян назвал референдум «предательством».

«Серж Саргсян [президент], Овик Абраамян [премьер-министр], губернаторы и различные мэры, чиновники, олигархи, которые служат этой власти, принимали участие в государственном преступлении, сфальсифицировав голоса народа, - сказал он. - Те, кто пошел на такой шаг, должны уйти в отставку у нас должны быть свободные и справедливые выборы».

Сообщения о нарушениях правил голосования появлялись и в социальных сетях. Некоторые пользователи публиковали видеозаписи, на которых было видно, как раздают взятки избирателям, выходящим с избирательных участков, как бросают лишние бюллетени в избирательные урны и угрожают представителям оппозиции, журналистам и местным наблюдателям.

Полиция заявила, что все нарушения будут тщательно расследованы, но представители оппозиционных политических сил и правозащитники относятся к этому скептически.

«После каждых выборов власти заявляли, что со всей серьезностью исследуют все сообщения о фальсификациях и насилии в ходе голосования», - сказал руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской Ассамблеи Артур Сакунц, организация которого наблюдала за выборами.

По словам Сакунца, он не сомневается в том, что приказ о фальсификации выборов и инструктаж правоохранительных органов относительно расследования нарушений - дело рук одних и тех же людей.

В ответ на подобные высказывания, высокопоставленные чиновники из Республиканской партии требуют, чтобы оппозиция представила веские доказательства.

«Мы не отрицаем, что были нарушения в ходе выборов, однако каждое подобное заявление должно сопровождаться фактами, - заявил вице-спикер Национального Собрания Армении Эдуард Шармазанов. - Во-вторых, если подсчитать все нарушения в ходе голосования, то, уверяю вас, даже в этом случае, это не повлияет на окончательные результаты голосования».

Шармазанов заявил, что Зурабян должен представить факты о фальсификации иначе он рискует «получить ярлык лгуна».

Референдум подвергся обширной критике со стороны международных наблюдателей.

«Относительно низкая явка около 50 процентов населения отражает тот факт, что референдум был обусловлен политическими интересами, а не нуждами армянского народа», - сказано в заявлении наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), опубликованном на следующий день после голосования.

Команда ПАСЕ отметила, что у парламента есть лишь несколько недель для обсуждения текста, а общественные дебаты были ограничены двумя месяцами.

Представители ПАСЕ также отметили ряд проблем, связанных с процессом референдума, в том числе «масштабный и организованный подкуп голосов и карусели голосования» (где люди ходят с одного избирательного участка на другой, чтобы бросить несколько бюллетеней),давление на членов избирательных комиссий, злоупотребления административными ресурсами со стороны исполнительных органов и неточные списки избирателей, содержащие «имена многих людей, постоянно проживающих за границей или даже покойников, что натолкнуло на рассуждения о том, что эти имена были использованы людьми, голосовавшими несколько раз.

Свою озабоченность в связи с проведением референдума также выразили посольство Соединенных Штатов и делегация Европейского Союза в Армении.

«Достоверные сообщения политических партий и беспартийных наблюдателей о нарушениях вызывают обеспокоенность, - сказано в заявлении посольства США от 8 декабря. - Мы призываем избирательную комиссию и правительство провести прозрачное расследование достоверных сообщений о нарушениях».

Делегация ЕС повторила призыв к проведению полного и прозрачного расследования заслуживающих доверия обвинений в мошенничестве, предупредив, что, если этого не произойдет «референдум станет упущенной возможностью укрепить уверенность и честность избирательных процессов в Армении».

Оппозиционные партии опасаются, что когда нынешний президент передаст бразды правления более слабому преемнику, он все равно будет обладать властью потенциально, как премьер-министр. Эта должность, в отличие от поста президента, не ограничена двумя сроками.

В апреле Саргсян заявил, что в случае принятия новой Конституции, он не намерен становиться премьер-министром. Однако в последующие месяцы руководящие члены его партии намекали, что он может это сделать .

На пресс-конференции, состоявшейся за три дня до референдума, Саргсян уклонился от прямого ответа на вопрос о своих политических планах, усилив подозрения, что реформы были разработаны в его интересах.

«Об этом, я думаю, мы поговорим после парламентских выборов 2017 года, - заявил Саргсян. - Сейчас преждевременно говорить об этом».

Руководитель Армянского центра политических и международных исследований Агаси Енокян считает, что глава государства в частности стремиться предотвратить возращение предыдущего президента Роберта Кочаряна, который в 2008 году сыграл решающую роль в утверждении у власти самого Саргсяна. Их взаимоотношения, по всей видимости, испортились, и Кочарян стал выступать с критикой своего бывшего соратника. Накануне референдума он предупредил, что Конституционная реформа может привести к «политической монополии». (Смотрите: Ситуация вокруг референдума в Армении остается неопределенной)

«Основная цель - создать такую партийную систему, в которой не может найтись место главному сопернику Саргсяна - второму президенту Роберту Кочаряну, у которого нет партии», - сказал Енокян.

Он добавил, что на фоне политических событий вокруг референдума «голоса народа не представляют ценность».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.