Известный азербайджанский активист осужден на шесть лет лишения свободы

Гасан Гусейнли, известный гражданский активист из Гянджи - второго по величине города Азербайджана, был приговорен к шести годам лишения свободы, что, по словам экспертов, является еще одним проявлением усилий властей, нацеленных на то, чтобы заставить замолчать людей с активнной гражданской позицией.

Гусейнли руководил просветительским центром Интеллектуальный гражданин в Гяндже, что находится в 360 километрах от столицы Баку, и был арестован 30 марта по обвинению в хулиганстве, совершенном с применением оружия. Сам активист неоднократно отвергал все обвинения.

Элчин Садыгов, адвокат Гусейнли, утверждает, что во время судебного разбирательства доказал, что обвинение основывалось на ложных фактах.

"Самое важное здесь то, что у нас есть основания полагать, что как жертва, так и свидетели, сотрудничали с городской полицией Гянджи. Суд не удовлетворил наши запросы о предоставлении информации о делах, в которых они ранее принимали участие, а также отказал нам в доступе к видеозаписям, сделанным на месте инцидента", - пояснил Садыгов.

"Хотя потерпевший заявил, что нож принадлежал Гасану Гусейнли, [судебная] экспертиза так и не сумела дать четкие разъяснения относительно обнаруженных на оружии отпечатков пальцев. Показания, данные потерпевшим и свидетелями, противоречили друг другу", - утверждает юрист.

Несмотря на все эти противоречия и вопросы, оставшиеся без ответа, 16 июля суд признал Гусейнли виновным.

Халид Багиров, еще один юрист и участник оппозиционного движения Республиканская альтернатива (REAL), считает, что дело Гусейнли имеет поразительные сходства с судебными разбирательствами, возбужденным против правозащитников и политических активистов в Азербайджане.

Ядигар Садыгов, к примеру, представляющий партию Мусават, был также арестован в январе за нападение, хотя он неоднократно заявлял, что предполагаемая жертва сама напала на него. (Для подробной информации, смотрите: В Азербайджане оппозиционный деятель приговорен к тюремному заключению).

"Полиция специально использует этих людей, чтобы те подавали [ложные] жалобы. За этим следует полная фальсификаций медицинская экспертиза, в результате которой обнаруживаются следы травмы. В Азербайджане нет независимых судов и правоохранительных органов", - убежден Багиров.

В заявлении, опубликованном посольством США в Азербайджане, также отмечается, что обстоятельства дела, возбужденного против Гусейнли, являются "чрезвычайно подозрительными".

"Посольство США в Баку имеет опыт тесного сотрудничества с Гусейнли в рамках осуществления студенческих программ по обмену и англоязычных тренингов. Учитывая его толерантную позицию и опыт в развитии гражданского общества и просветительстве, практически невозможно поверить в то, что Гусейнли был способен напасть с ножом на местного жителя, как утверждает сторона обвинения. Гусейнли пополнил ряды гражданских активистов, приговоренных к длительным срокам заключения в Азербайджане, и их количество растет", - говорится в заявлении посольства.

Мехман Алиев, глава информационного агентства Туран, указывает на то, что попытки заставить замолчать общественных деятелей с активной гражданской позицией правительство стало предпринимать еще 12 лет назад, с момента вступления Ильхама Алиева в президентскую должность.

"Хуже всего дело обстоит в областях, и с каждым разом положение ухудшается. Главы местных органов самоуправления превращаются в ханов. Они оказывают серьезное давление на людей, которые живут в страхе. Общественные организации, которые продолжают функционировать, находятся в плохом положении, которое и так постоянно ухудшается", - заявил Алиев, добавив, - нефтяные запасы страны истощаются, поэтому власти предотвращают будущие акции протеста, связанные с материальным благосостоянием населения, предпринимая подобные превентивные меры".

Корреспондент IWPR попытался связаться по телефону с заместителем начальника городского управления Гянджи Михаилом Зейналовым, чтобы спросить о доле участия властей в давлении, оказываемом на общественные организации, однако чиновник повесил трубку, как только услышал первый вопрос.

Сами представители власти, к примеру, Айдин Мирзазаде из правящей партии Ени Азербайджан, категорически опровергают саму идею того, что правительство каким-либо образом подавляет гражданское общество.

"В реальности, все это лишено всяких оснований. Средства массовой информации свободны в своей деятельности, что касается общественных организаций, то они тоже функционируют. Никого не арестовывают за осуществляемую деятельность. А если кто-то не подчиняется закону, это уже его личное дело", - заключил Мирзазаде.

Просветительский центр Интелектуальный гражданин (по-азербайджански название звучит больше, как Хороший гражданин), входил в список малочисленных независимых организаций, действующих в Гяндже. После ареста Гусейнли, деятельность организации, которая фокусировалась на сфере образования, включая осуществление молодежных образовательных программ, помогающих местным студентам учиться за границей, стала более пассивной. (Смотрите: Еще один лидер азербайджанской НПО выпал из обоймы).

Турал Балабейли, который сейчас учится в США, рассказывает, что не знал ни слова по-английски, когда впервые посетил просветительский центр Интеллигентный гражданин.

"Гасан Гусейнли один из тех людей, которых не стыдно просить о помощи. Я помню, как однажды постучался в его дверь в полночь, со словами: "Я хочу учиться в США, помогите мне". Есть десятки таких студентов, как я, для которых обучение за границей стало возможным благодаря ему. Организация осуществила много образовательных программ для молодежи. Мне не встречалась другая такая хорошая организация даже в Баку", - сказал Балабейли IWPR.

Перед слушанием дела, Гусейнли выразил надежду на то, что его оправдают, в то же время подчеркнув: "Что бы ни случилось, я хочу обратиться к своим друзьям и студентам и попросить их продолжить мое дело. Я никогда не давал им плохих советов, я учил их быть рассудительными, хорошо образованными и наставлял их на служение своей стране".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.