На нового лидера Абхазии возлагают большие надежды

Новоизбранный президент Абхазии Рауль Хаджимба пообещал начать новую эру в политике, но сначала он должен убедить в этом скептиков, обеспокоенных тем, что выборы, в результате которых он пришел к власти, состоялись после того, как его предшественник Александр Анкваб был вынужден подать в отставку.

Хаджимба был избран 24 августа, набрав менее 51 процента голосов избирателей. Его официальная инаугурация состоится 25 сентября.

В разные годы он занимал посты руководителя Совета Госбезопасности, председателя Кабинета министров и вице-президента и баллотировался на президентских выборах 2004, 2009 и 2011 годов. Он является руководителем партии Форум народного единства.

Вице-президентом избран председатель организации ветеранов Aruaa Витали Габниа. В нее входят участники войны с Грузией, которая произошла в начале 90-х годов прошлого века и в результате которой Абхазия объявила о своей независимости.

Накануне выборов Хаджимба и трое его конкурентов, кандидаты в президенты, подписали соглашение о том, что победитель создаст коалиционную администрацию, в состав которой войдут их сторонники. Хаджимба назвал это «правительством народного доверия».

«Я уверен, что только так и будет», - заявил Хаджимба на первой пресс-конференции после победы.

«Это был правильный шаг», - заявил о предвыборном соглашении Алхаз Цагушев - член Общественной палаты, консультативного органа при президенте, состоящего из представителей гражданского общества.

«Я очень надеюсь, что это не было просто риторикой, что люди из разных штабов действительно будут представлены в правительстве. Этот момент объединения, консолидации очень важен. Также важны реформы системы управления страной, баланс между ветвями власти, перераспределение полномочий по линии президент - парламент. Хаджимба и Габния однозначно говорили, что они это будут делать».

Помимо изменения политической системы, от Хажимба ждут борьбы с коррупцией, экономического роста и управления со сложными региональными взаимоотношениями.

Член Общественной палаты Недежда Венедикова предположила, что избиратели будут ожидать от Хаджимбы выполнения его обещания о новом политическом устройстве.

«Последние 15 лет в Абхазии все время говорили о необходимости реформировать Конституцию и превратить президента из всевластного монарха в гаранта законности, но никто этого не сделал», - сказала она.

«Необходимость в этих изменениях назрела настолько, что общество не позволит новому президенту забыть о своих обещаниях, как это случалось с предыдущими президентами».

Один из союзников Хаджимба Владимир Зантария, который руководит сухумским отделением партии Форум народного единства Абхазии, уверен, что новый лидер сможет выполнить свои предвыборные обещания.

«Он человек действия, он знает, какой груз ответственности лег на его плечи», - заявил Зантариа.

«Он будет делать все, как и обещал для того, чтобы деньги, поступающие из России в плане социальной помощи, направлялись в реальный сектор экономики. …Он силовик, силовики умеют наладить дисциплину».

Анкваб ушел с поста президента 1 июня, после уличных протестов, продолжавшихся несколько дней. По его словам, он стал жертвой переворота и подал в отставку только для того, чтобы избежать усугубления напряженности. (Смотрите: Абхазия подводит итоги перед президентской избирательной кампанией)

Многие жители Абхазии недовольны тем, как Анкваб был отстранен от власти.

«Раулю Хаджимба придется подтверждать свою легитимность в глазах той части общества, которая считает события 27 мая 2014 года, в результате которых Александр Анкваб подал в отставку, антиконституционным переворотом», - сказала Венедиктова.

«Только реальные достижения нового президента могут смягчить раскол в обществе и убедить этих сограждан в том, что отставка Анкваба была благом для страны».

Директор Центра гуманитарных программ Батал Кобахиа сказал, что Хаджимба завоюет доверие общественности, если покажет, что он действительно намерен усовершенствовать избирательную систему, реформировать органы местного самоуправления и гарантировать независимость судебной власти.

«Если хоть часть этого будет осуществляться, или начнутся консультации в этом направлении, то народ будет верить в то, что обещания, завяленные в процессе выборов, действительно волнуют нас», - заявил он.

Через три дня после выборов Хаджимбы отправился в Россию для того, чтобы обсудить с президентом Владимиром Путиным вопрос увеличения помощи и объемов инвестиций.

После встречи Хаджимба заявил, что к концу года должно быть подписано новое двустороннее соглашение. Он также поддержал принятие закона, позволяющего гражданам России покупать в Абхазии жилье. (Абхазия обдумывает реформу владения собственностью - рассматривает щекотливые стороны этого вопроса)

Одним из ключевых вопросов, стоящих в центре протестов против Анкваба, стала выдача абхазских паспортов десяткам тысяч этнических грузин, которые компактно проживают на юго-востоке республики. Многие считали, что это создает угрозу национальному суверенитету. Перед президентскими выборами, около 22 000 человек были лишены своих избирательных прав на основании того, что они незаконно владели абхазским и грузинским паспортами. Двойное гражданство с Россией - разрешено.

Эти этнические грузины представляют собой значительную часть электората. При явке в 70 процентов было заполнено менее 100 000 бюллетеней для голосования, а Хаджимба набрал на 560 голосов больше 50 процентов.

Венедиктова надеется, что стиль правления Хаджимба будет более консультативным, чем автократическим.

«У него нет качеств явного, харизматичного лидера, и в этом, может быть, его преимущество - ему придется считаться с мнением хотя бы ближайшего окружения, которое провело его предвыборную кампанию более грамотно, чем команды его конкурентов. Во всяком случае, у Абхазии появился президент, который, в отличие от Анкваба, готов слушать других и считаться с их мнением».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.