Противостояние грузинских лидеров

Президент и премьер-министр Грузии появились на политической арене в результате победы правящей коалиции на выборах 2012 года. Но им очень сложно ладить друг с другом, отчасти из-за отсутствия ясности в том, кто из них является первым лицом государства.

Некоторое наблюдатели считают, что ни один из них первым лицом не является, а власть до сих пор находится в руках Бидзины Иванишвили - богатого предпринимателя, который привел коалицию Грузинская мечта к победе и потом год занимал пост премьер-министра.

Со слов лиц приближенных к правительству, противостояние между премьер-министром Иракли Гарибашвили и президентом Гиорги Маргвелашвили стало явным несколько месяцев назад, но СМИ узнали о нем летом, в связи со спором об официальном протоколе, в частности, из-за того, кто должен представить в этом году Грузию на саммите ООН по климатическим изменениям.

После длившегося месяц обсуждения о том, кто должен поехать на мероприятие 23 сентября, на нем был представлен премьер-министр, а не президент.

Президенты постсоветской Грузии были бесспорными главами государства и обладали большими полномочиями. Это начало меняться после победы на парламентских выборах Грузинской мечты. Несмотря на то, что после этого Михаил Саакашвили еще год занимал пост президента, новая администрация начала лишать его полномочий.

После избрания Маргвелашвили в октябре 2013 года, в силу вступили конституционные поправки, которые передали большинство полномочий, принадлежавших президентам Грузии, парламенту и премьер-министру страны. Иванишвили подал в отставку в ноябре прошлого года, заявив, что он уходит из политической жизни и должность премьер-министра занял Гарибашвили.

В начале этого года президент получил официальное приглашение на саммит ООН по климатическим изменениям, но администрация премьер-министра опубликовала заявление, в котором говорилось, что на мероприятии будет присутствовать он, а не Маргвелашвили.

После этого, в эфире телекомпании Рустави-2, президент заявил, что внешнеполитическое ведомство задержало передачу адресованного ему приглашения ООН.

Заместитель министра иностранных дел Давид Залкалиани пояснил, что приглашение ООН ошибочно было отправлено на имя экс-президента Саакашвили, и что министерство отправило ответ, указав на ошибку. По его словам, это и стало причиной задержки.

Президент и МИД опубликовали корреспонденцию между ними и ООН с тем, чтобы аргументировать свои позиции.

Маргвелашвили уступил 11 сентября, заявив, что его поездка в ООН была «сорвана».

«На мой взгляд, это неправильный шаг, который был предпринят против института президента, исходя не из интересов нашего государства, а из-за определенного межведомственного противостояния», - добавил он.

За день до появления Маргелашвили в телеэфире, еженедельная газета Квирис Палитра опубликовала интервью Иванишвили, в котором он выступил с открытой критикой президента.

«Было бы некрасиво, посылать две разные делегации из маленькой, бедной страны в Америку. Но этот человек [Маргвелашвили] с этим не считается и продолжает конкуренцию. Он думает, что это здоровая конкуренция», - заявил Иванишвили.

Эти комментарии способствовали еще большей разобщенности по этому вопросу между Грузинской мечтой и парламентским меньшинством; первые усилили поддержку премьер-министра.

«Вопросы, которые должны быть рассмотрены в ООН, напрямую связаны с работой правительства, поэтому в Нью-Йорк должен отправиться глава правительства - премьер-министр, - заявил представитель парламентского большинства Иракли Сесиашвили. - Это ясно как день».

Партия Саакашвили Единое национальное движение (ЕНД), которую в 2012 году отстранила от власти Грузинская мечта, обвинила Иванишвили в принижении роли президента.

«Позор, когда правительство борется с президентом и срывает его международные визиты по поручению какого-то рядового гражданина», - заявил депутат от ЕНД Серго Ратиани.

В заявлении от 11 сентября президент предупредил, что попытки помешать выполнению его функций окажут негативное влияние на демократический процесс.

«Все кто верит, что должен быть абсолютный унисон, и не должно быть нормального баланса сил, а власть должна быть сосредоточена в одном месте, по моему мнению, не понимают хорошо, что означает демократия», - заявил он.

Загвоздка состоит в том, как именно распределены полномочия исполнительной власти в измененной Конституции и где находятся их границы.

«Некоторые главы конституции не проработаны должным образом, - сказал ассоциированный профессор факультета социальных и политических наук Тбилисского государственного университета Корнели Какачиа. - Это создает определенные правовые проблемы, которые затем влияют на политические процессы».

Несмотря на неясность некоторых частей Конституции, никто не спорит о том, что президент по прежнему остается главой государства, верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

По словам Какачиа, роль, которую, Иванишвили вероятно играет за кулисами, вызывает опасения.

«Это противостояние показало еще один проблематичный аспект грузинской демократии, - заявил он. - Стало ясно, что Иванишвили остается фактическим руководителем страны, сохраняет влияние на правительство Грузии, грузинскую политику, при этом, не занимая никакого поста. То есть управляет страной из тени. Это очень большая проблема и в последующие несколько лет она останется существенной бедой грузинской политики».

Причиной очередного конфликта, вероятно, станет спор о том, где должен жить президент. В интервью газете Квирис Палитра Иванишвили выступил с критикой Маргвелашвили за то, что он переехал во дворец, построенный Саакашвили. Это способствовало тому, что депутаты парламента от Грузинской мечты поставили вопрос о том, должен ли президент проживать в такой огромной и требующей больших расходов резиденции.

[Поправки к статье: в оригинальной статье мы написали, что брали интервью у Заала Анджапаридзе, тогда как цитаты были взяты из его поста в интернете. Мы также неверно указали его позицию. Мы приносим господину Анджапаридзе извинения за обе ошибки. Неверные части были изъяты.]

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.