Кыргызстан вслед за Россией ограничивает права НКО

Законопроект, рассматриваемый в настоящее время парламентом Кыргызстана, может негативно отразиться на секторе НКО, который со дня независимости 1991 года достаточно успешно развивался в стране, в отличие от ситуации в других государствах Центральной Азии. В данное время законопроект находится на стадии рассмотрения в комитетах и, возможно, будет готов к парламентским обсуждениям в ноябре. На написание данного законопроекта повлияло российское законодательство, принятое в 2012 году с целью контроля НКО, получающих иностранное финансирование. В случае принятия закон обяжет общественные организации регистрироваться в качестве «иностранных агентов» и соблюдать строгие требования, такие как прохождение ежегодной аудита и предоставление других форм отчетности. Помимо небольшого числа крупных групп, большая часть НКО в Кыргызстане работает на скудные средств, и с трудом сможет выполнять требования по предоставлению финансовой отчетности. Министерство юстиции будет наделено полномочиями приостанавливать деятельность НКО на полгода без судебного постановления, если НКО не зарегистрируется в качестве «иностранного агента». Копируя российский закон, законопроект классифицирует некоторые виды деятельности НКО как «политические», давая этому термину расплывчатое определение, которое включает в себя выступление за законодательные изменения и формирование общественного мнения. Многие НКО работают над гражданскими и политическими правами, построением демократии, борьбой с коррупцией, и могут вскоре оказаться заблокированными, как и их российские коллеги. Анализируя законопроект, опубликованный в мае, Международный центр некоммерческого права заявил, что широкая интерпретация термина «политическая деятельность» ухудшит правовую среду для местных общественных групп и международных организаций, поддерживающих демократию и права человека в Кыргызстане. В интервью IWPR парламентарий от Социал-демократической партии Ирина Карамушкина отметила, что поддерживает предложенный законопроект, так как деятельность НПО необходимо контролировать. Она утверждает, что НКО «злоупотребляют данной им свободой» и хотят знать «абсолютно все о деятельности государственных органов». Правительство приветствует конструктивную критику, если только в ней нет «огульного обвинения» государственных органов. Карамушкина отмечает, что власти обеспокоены религиозными группировками, которые «находят себе сподвижников среди государственных служащих и готовят почву для проникновения в государственные органы власти, в политику». «Среди НКО, не связанных с религией, также есть подобные организации», - добавила она. Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра Стратегия «Восток-Запад», также выступает в поддержку законопроекта, и отмечает, что «в НКО-секторе необходимо наводить порядок». Он также подчеркивает, что некоторые НКО обвиняют в сборе разведданных для иностранных правительств, но, на его взгляд, тем, кто «не занимаются политической деятельностью» нечего бояться. Динара Ошурахунова, президент Общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество», одна из тех, кто полагает, что реальным намерением является ограничение деятельности НКО, а вместе с ними оппозиционеров и критиков. Она отмечает, что аналогичные попытки принять ограничительные законы были предприняты в прошлом, но «тогда мы понимали, что можем сесть за стол переговоров, обсудить проблему с лицами, принимающими решения и объяснить, что неправительственный сектор вносит весомый вклад в развитие страны». Но ситуация поменялась. В последние месяцы Кремль пытается объединить бывшие советские республики, поскольку западные государства держат его в изоляции из-за присоединения к нему Крыма и вмешательства в восточную Украину. Находясь в зависимости от российских кредитов и инвестиций, поддерживающих экономику, не говоря уже о рабочих местах для сотен тысяч трудовых мигрантов, Кыргызстан был быстро вовлечен в сферу влияния Москвы. (См. Бишкек поворачивается к Москве.) После подачи заявки на вступление в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, его, возможно, примут в расширенный Евразийский экономический союз в следующем году. «Я предполагаю, что имеется внешнее влияние на ситуацию с неправительственными организациями в нашей стране, так как и законопроект об НКО фактически списан с аналогичного российского закона», - подчеркивает Ошурахунова. Политический аналитик Анар Мусабаева говорит, что данное геополитическое изменение плохо отразится на НКО Кыргызстана, которые работают в сферах, считающихся «чувствительными», так как именно на них направлены попытки контроля и ограничения деятельности. «Самое печальное, что государственные органы поощряют подобную критику, в том числе в СМИ, например на канале ОТРК», - говорит Мусабаева. Государственные СМИ присоединились к государственным чиновникам и парламентариям в этой новой антизападной кампании. В недавних репортажах СМИ, например, говорится, что малочисленные митинги против вступления в экономический союз, возглавляемый Россией, были фактически инсценированы НПО, которые финансирует западное правительство для дискредитации сторонников тесных связей с Москвой. Кроме защиты гражданских прав и социального прогресса, существенный сектор НКО в Кыргызстане также предоставляет рабочие места в стране, которая вынуждена экспортировать свою рабочую силу. Асыл Айтбаева, директор Международного Центра «Интербилим», который осуществляет наблюдение за выборами, предполагает, что ограничения и негативная правовая среда вынудят многие НПО закрыться. Вместе с потерей рабочих мест «снизятся налоговые и социальные отчисления», говорит она. Многие НКО в Кыргызстане выживают за счет грантов от иностранных доноров, поскольку нет местных ресурсов финансирования. Ошурахунова сравнивает то, как общественные организации подают заявку спонсорам, с правительственными структурами, которые обращаются к международным кредиторам, или банками, привлекающим средства на мировом рынке. «Это не повод обвинять кого-то», - говорит она. Сейчас общественные группы Кыргызстана собирают подписи в поддержку петиции об отклонении законопроекта до его принятия. Ошурахунова выразила надежду на то, что «мы сможем убедить наших парламентариев в том, что необходимо совместно работать на развитие страны».
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.