Кыргызстан: сомнения в обеспечении независимости конституционным судьям

Смещение с поста судьи Конституционной палаты Верховного суда Кыргызстана подняло трудные вопросы о независимости судебной системы как раз в то время, когда власти предлагают изменения в Конституцию, которые могут подорвать ее полномочия. Второго судью упрекают за поддержку своего коллеги.

Клара Сооронкулова, член Конституционной палаты Верховного суда, была 18 июня официально отстранена на заседании Совета судей, профессионального объединения судей центральноазиатского государства. Ранее 27 мая на заседании Конституционной палаты по закону о биометрических данных, она была отстранена своими коллегами от дела, над которым вела подготовку около полгода.

Она утверждает, что судьи, проголосовавшие против нее, были подвержены давлению со стороны властей, которые боялись, что Конституционная палата признает неконституционным закон, продвигаемый правительством и президентом.

Сооронкулову назначили председателем по делу о признании конституционным закона о сборе биометрических данных, принятого в прошлом году. После того, как гражданские активисты подали иск в Конституционную палату в ноябре 2014 года, Сооронкулова полгода провела, изучая закон, и привлекая международных юристов.

В законе установлен процесс регистрации биометрических данных по всей стране, который является добровольным - за исключением того, что избиратели должны пройти его, чтобы получить право голосовать на парламентских выборах, которые пройдут этой осенью.

До того, как Сооронкулова смогла объявить о своем решении по делу, юрист Жогорку Кенеша Светлана Болджурова выступила в Конституционной палате с заявлением против нее. По ее словам, Сооронкулова высказала свою позицию - о неконституционности закона о биометрии - до официального объявления в нарушение процедуры.

Болджурова также заявила, что поскольку Токтайым Уметалиева, главная правозащитница, участвовавшая в иске, поданном в Конституционную палату, землячка Сооронкуловой, это также является поводом для отвода.

В голосовании Конституционной палаты голоса восьми других судей разделились 50 на 50. Но председатель Муканбет Касымалиев решающим голосом отстранил Сооронкулову от дела.

По инициативе Болджуровой, Совет судей проверил заявление о том, что Сооронкулова проявила «непокорность» критикующему Касымалиеву и другим судьям, проголосовавшим против нее. Совет принял решение досрочно освободить Сооронкулову от занимаемой должности. Для вступления в силу решение должно быть одобрено президентом Атамбаевым.

По словам наблюдателей, это решение было принято слишком быстро. По закону, дисциплинарные процедуры в отношении действующих судей требуют проведения двухмесячного расследования, во время которого собираются доказательства и опрашиваются свидетели. В этом случае решение было принято за шесть рабочих дней со дня подачи жалобы Болджуровой. Сооронкулову не опрашивали, и председатель Совета судей Жакып Абдырахманов отказался проверять документальные доказательства, демонстрирующие, каким образом аппарат президента оказывал давление на судебную власть.

Руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова сказала, что Сооронкуловой должны были дать право представить доказательства в свою защиту, так как у нее было право говорить публично после того, как Конституционная палата отстранила ее от дела, и она могла представить доказательства, указывающие на неправомерное давление на судей.

«Мы, правозащитники, присутствовавшие на процессе по делу о законе по биометрической регистрации, вызвались быть свидетелями. Но… Абдырахманов сказал, что кого Совет хочет, того и опрашивает», - сказала Джакупова в интервью IWPR.

Абдырахманов сообщил IWPR, что Сооронкулова не имела права публично высказываться против своих коллег.

«Это внутренние разборки Конституционной палаты, она не должна была выносить это за пределы суда. Если есть вопросы, они должны решаться внутри органа», - сказал он.

По словам Сооронкуловой, представитель Администрации Атамбаева присутствовал в зале во время заседания Совета судей.

«Это неприкрытая, наглая демонстрация власти», - отметила она в беседе с IWPR.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - ЗАЩИТА ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА

Джакупова полагает, что аппарат президента хочет подчинить Конституционную палату до ее ликвидации.

Проект поправки в конституцию, рассмотрение которого авторы по рекомендации президента перенесли на следующий созыв парламента, дадут президенту новые полномочия по назначению председателя и заместителя председателя Верховного суда. В настоящий момент судьи сами выбирают председателя. В случае внесения изменения, Конституционная палата будет отделена от Верховного суда, что, скорее всего, лишит ее возможности принимать обязывающие решения и наделит ее ролью консультанта. (См. Кыргызстан: Кто выиграет от конституционных реформ?)

Правозащитная организация «Гражданский совет по контролю судебной системы» написала письмо Атамбаеву и парламенту с предупреждением, что данный шаг превратит Конституционную палату в «юридический отдел президента».

Джакупова предупреждает, что «законодатели с подачи президента смогут принимать любые неправовые законы и декреты».

«С ликвидацией независимой Конституционной палаты, всю страну просто разберут, разграбят, и никто не сможет помешать этому», - добавила она

В текущей обстановке судьи конституционной палаты приняли несколько постановлений против властей. В одном случае судьи отметили, что только прокуратура имеет полномочия возбуждать уголовные дела и поддерживать обвинение. Это было вызовом президенту, который разрешил Госкомитету нацбезопасности Кыргызстана делать то же самое.

По словам Сооронкуловой, правительство чувствует угрозу от судебной власти.

«Непослушные судьи в такой ситуации представляют угрозу для власти. Вообще Конституционная палата по своему статусу представляет угрозу тоталитарному государству. Она может отменить постановления, законы, указы президент», - сказала она.

СБОР БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ - ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ

Сбор биометрических данных, лежащий в основе прошлогоднего закона, является главным принципом государственной политики. По словам чиновников, чуть более 2,5 миллионов людей - в основном, взрослые и следовательно, большинство избирателей - внесли свои отпечатки пальцев в систему по данным от 30 мая.

Хотя сдача биометрических данных не является обязательной, в дальнейшем она будет необходима для голосования.

По словам чиновников, система гарантирует свободные и честные выборы.

«Люди добивались права голоса сотни, тысячи лет, - заявил Атамбаев 11 июня на конференции, посвященной парламентской демократии. - А сегодня некоторым лень сдать отпечаток пальца. Значит, им не следует участвовать в избирательном процессе».

Критики данной схемы говорят, что в этом и заключается проблема - народ шантажом пытаются заставить сдать отпечатки, угрожая, что они утратят свое основное избирательное право, если не сдадут отпечатки.

Динара Ошурахунова, глава «Коалиции за демократию и гражданское общество», говорит, что любые выборы, в которые избирательное право ограничено подобным образом, будут нелегитимными.

Другие отмечают обеспокоенность безопасностью данных после инцидента с потерей USB-накопителей с личными данными граждан.

СУДЬЯ СООРОНКУЛОВА ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ

Сооронкулова планирует обжаловать решение Совета судей. Она завоевала общественную поддержку - 24 июня гражданские активисты провели демонстрацию возле аппарата президента и парламента в ее поддержку и против закона о биометрии и против предлагаемых поправок в конституцию.

Но, по словам судьи, у нее нет иллюзий по поводу результата процесса.

«Я постараюсь обжаловать, но я понимаю, какой будет результат, - говорит она. - Что такое Совет судей? Как и вся судебная система, прогнивший, подручный, карманный, подконтрольный орган».

26 июня судья, выразивший поддержку Сооронкуловой, получил выговор от Совета судей. Эмиль Осконбаев был одним из четырех судей, противостоявших ее отстранению от дела по закону о биометрии, когда Конституционная палата проводила голосование в прошлом месяце.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.