Закрытие исламской партии в Таджикистане

Арест десятка главных членов крупнейшей оппозиционной партии свидетельствует о стремлении правительства прекратить существование партии.

Саидумар Хусайни, заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) утром, 16 сентября, был задержан и арестован в аэропорту г. Душанбе. Причины его задержания не разглашаются. Тем же днём другой заместитель председателя партии, Махмадали Хаит, был арестован в своём доме. Третьего заместителя, Вохидхона Косиддинова, арестовали на следующий день. Пресс-секретарь партии Хикматулло Сайфуллозода был задержан вместе с другими, по крайней мере, семерыми, руководящими членами партии.

ПИВТ была самой крупной оппозиционной партией в Таджикистане с 1997 г, с тех пор, как подписала мирное соглашение с администрацией президента Эмомали Рахмона по итогам 5-летней гражданской войны. По условиям мирного соглашения ПИВТ разоружила своих вооружённых повтсанцев в обмен на политическую легитимность и долю правительственных должностей. С тех пор, большинство членов партии были смещены со своих постов, но до недавнего времени партия продолжала участвовать в выборах и имела в своих рядах 45 тысяч членов.

В марте этого года ПИВТ потеряла оставшиеся два парламентских места в результате выборов, прозрачность которых подвергается сомнению. Как до выборов, так и после них имидж партии подрывался спланированной очерняющей кампанией. Многие отказались от членства по причине оказываемого давления; некоторые из них опубликовали заявления и видео, в которых подтвердили свою приверженность партии.

Но пресс-секретарь правящей Народно-демократической партии Усмон Солех считает, что ПИВТ больше не имеет никакого влияния. «На самом деле, деятельность ПИВТ уже прекращена», - заявил он.

28 августа, Министерство юстиции Таджикистана предоставило ПИВТ 10 дней для прекращения своей деятельности. Министерство юстиции обосновывало своё решение тем, что партия нарушила разные законы, и все 58 партийные ячейки уже ликвидированы. Распоряжение о закрытии штаб-квартиры партии вышло за четыре дня до этого; многим партийным ячейкам ранее было приказано прекратить свою деятельность.

На заседании 5 сентября руководители партии опубликовали заявление, в котором утверждается, что вся документация о закрытии ячеек ПИВТ, представленная Министерством юстиции, была составлена под давлением и избиением.

Председатель ПИВТ, Мухиддин Кабири, находился за границей Таджикистана во время проведения мартовских выборов. Его коллеги призвали его не рисковать возвращаться.

Хотя ПИВТ последовательно придерживалась умеренных позиций и никогда не связывала себя с радикальными группировками в Таджикистане (такими, как Хизб ут-Тахрир), власти страны пытаются связать её деятельность с Исламским государством, завербовавшим в стране несколько сотен человек. В недавнем официальном заявлении предполагается, что лица, вывесившие чёрный флаг ИГ, являлись членами ПИВТ.

Власти также предполагают, что Кабири связан с генералом Абдухалимом Назарзода, заместителем министра обороны, чьи сторонники напали на отделы милиции и армейские части, завладели оружием и боеприпасами и отступили в горы на востоке. Сторонники генерала окружены в результате продолжающейся операции сил безопасности страны (подробнее см. Силы мятежного генерала попали в «окружение»). Государственное новостное агентство «Ховар» опубликовало статью, в которой указывается связь ПИВТ с Назарзодой в подготовке переворота.

Военный эксперт Парвиз Расулов верит, что правительство настроено прекратить существование ПИВТ любой ценой.

«По моему, руководство ПИВТ обвинят в сговоре и подготовке к перевороту, и на этом основании их закроют. Хотя им сейчас уже дали понять, что они занимаются незаконной деятельностью и их уже обвинили в вербовке молодежи в ИГИЛ», сообщил Расулов. -«Хукумат, на самом деле, немного напуган, и они делают шаги, которые приведут их к краху».

Ойнихол Бобоназарова, ведущий юрист и правозащитница, солидарна с теми, кто считает, что ликвидация ПИВТ является контрпродуктивной мерой.

«Закрытие партии плохо для самого правительства. Если они свободны, то представители правительства могут принимать участие в заседаниях ПИВТ, они могут быть в курсе того, чего они хотят, и чем они собираются занимаются», - сообщила Бобоназарова.

Анонимный политолог согласился с этим, добавив, что «ПИВТ был одним из гарантов безопасности в стране. Будет ошибкой утверждать, что ПИВТ не имеет к этому отношения».

Как и Бобоназарова, аналитик считает, что члены ПИВТ, имеющие опыт в оппозиционной политике, вряд ли так просто прекратят свою деятельность. Некоторые могут объединиться с политическими группами, ещё более нетерпимыми к действующему правительству, другие могут преобразовать партию в оппозицию в эмиграции.

До своего ареста Сайфуллозода, в интервью IWPR говорил, что руководство партии не имеет планов на продолжение деятельности в подполье.

«Несмотря на то, что нас закрывают в качестве политической партии, однако, я, как гражданин своей страны, имею право оставаться при своей идеологии», - заявил Сайфуллозода.

ПИВТ планировала провести партийный съезд 15 сентября - многие считают, что действия правительства были направлены на недопущение этого. Пария отложила съезд ввиду текущих событий, включая операцию сил безопасности по нейтрализации группы генерала Назарзода.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.