Противостояние образованию для девочек растет

В новом исследовании Управления ООН по правам человека выражена обеспокоенность продолжающимися нападениями на девочек, стремящихся получить доступ к образованию, а в некоторых странах - учащением данной практики.

Группа сомалийских школьниц, смотрящих футбольный матч на улице. © EPA/ТОБИН ДЖОНС / AU UN IST В докладе «Нападения на девочек, стремящихся получить доступ к образованию» дается оценка нападений на школы и их последствий для образования девочек. Данный доклад, подготовленный Секцией по правам женщин и гендерным вопросам (WRG), содержит обзор информации о нападениях на образовательные учреждения и о девочках, которые пытались посещать эти учреждения. По данным ООН, только за 2012 год было зарегистрировано, по меньшей мере, около 3600 нападений на образовательные учреждения, учителей и учеников. Кроме того, с 2009 по 2014 годы нападения на школы произошли, по крайней мере, в 70 различных странах.

«Нападения на образование для девочек вызывает цепную реакцию», - сказано в докладе. «Они влияют не только на жизнь непосредственно затронутых девочек и сообществ, но также дают сигнал родителям и опекунам, что школы не являются безопасным местом для девочек. В свою очередь, это влияет на частоту детских браков, поскольку некоторые родители могут считать брак способом защиты своих дочерей».

Глава Секции по правам женщин и гендерным вопросам Вероника Бирга считает, что доклад является возможностью начать борьбу с некоторыми факторами, которые, очевидно, провоцируют нападения на образование для девочек. Хотя нужно лучше исследовать причины этих нападений, все они в значительной степени основываются на стереотипном восприятии роли женщин и девочек в обществе и на усилиях по сохранению существующей иерархии и структуры власти. Сюда же относятся гендерная дискриминации и нормы, пагубные гендерные стереотипы о роли женщин и девочек в обществе.

По ее словам, есть надежда, что благодаря нескольким рекомендациям, представленным в докладе, в рамках празднования международным сообществом 20-й годовщины Пекинской декларации и Программы действий и определения приоритетов и целей в области гендерного равенства, необходимость защищать результаты проделанной работы, особенно в области образования для девочек, получит должное внимание. «Для этого необходим правозащитный подход, который рассматривает то, как насилие и дискриминация воздействуют на девочек с течением времени, чтобы можно было эффективно бороться с главными причинами».

Доклад содержит ряд рекомендаций, которые включают долгосрочные, многосторонние подходы к привлечению всех заинтересованных сторон к обсуждению вопросов равенства и недискриминации; разработку конкретных, практических мер для повышения доступности, качества и безопасности школьного обучения для девочек, включая пересмотр школьных программ и учебных материалов, чтобы они не имели дискриминационный характер в отношении девочек; и возмещение ущерба в тех случаях, когда в результате нападений были нарушены права девочек и женщин на образование. К ним может относиться повышение доступности и доступа к программам по приобретению жизненных навыков.

Бирга считает, что крайне важно добиться того, чтобы девочки продолжали ходить в школу. Образование является мощным средством, обеспечивающим знание женщин об их правах и о том, как требовать их осуществления. Это дает женщинам больше возможностей участвовать в обсуждении всех аспектов их жизни. Образование может защитить женщин от пагубных практик и других форм насилия. Оно также крайне важно для участия женщин в экономической, общественной и политической жизни и необходимо для прекращения постоянной дискриминации и изоляции, как говорит Бирга.

«Мы знаем, что образование является приумножающим правом. Воздействие [на девочек, лишенных образования] может быть разрушительным и отбросить сообщества на десятилетия назад», - заявила Бирга.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.