Центры приема мигрантов в Италии вызывают правовые вопросы

Около 15 мужчин стоят в очереди; на плечах у них висят сумки лишь с несколькими личными вещами. По команде они выходят из здания на полуденную жару, чтобы сесть в автобус. Начался следующий этап их путешествия.

Но для остальных людей, помещенных в закрытый регистрационный центр Подзалло на Сицилии, вероятней всего, наступил еще один день ожидания известий о том, куда итальянские власти отправят их дальше в рамках системы приема мигрантов.

"Нам сказали, что должностные лица работают очень быстро, чтобы обеспечить перевод взрослых в другое место в течение 48 часов, но многие взрослые задерживаются здесь на куда более долгий срок, а положение детей без сопровождения взрослых еще труднее, ведь мест, где они могут жить, очень мало", - сказала Имма Геррас-Дельгадо, член миссии по мониторингу в Италии Управления ООН по правам человека с целью оценки положения в области прав беженцев и мигрантов.

Центр Подзалло является одной из четырех так называемых "горячих точек" на юге Италии, где изначально содержат людей, спасенных на море, пока ЕС и итальянские власти пытаются установить их возраст, национальность, личность и их причины для миграции в рамках принятия решения о том, что произойдет с ними дальше.

Около 207 "гостей", как называют мигрантов сотрудники центров, пребывали в центре, когда его посетили Геррас-Дельгадо и семь коллег из Управления ООН по правам человека.

Ряды двухъярусных кроватей и матрасов на полу занимают половину большого здания, похожего на ангар, без четких разграничений между спальными зонами для мужчин, женщин и детей без сопровождения. Высоко на стене висит телевизор, но мало кто смотрит его, предпочитая отдыхать на кровати или просто собираться в группы. Несколько молодых мужчин из Бангладеш сидят в кругу и начинают петь и хлопать, чтобы скоротать время.

В Подзалло некоторые мигранты могут попросить пропуск на день, чтобы выйти наружу. На острове Лампедуза, наоборот, мигрантам не разрешается покидать "горячую точку", комплекс из нескольких зданий с отдельными помещениями для мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Взрослые мигранты в среднем проводят на Лампедузе восемь дней прежде, чем их переведут в другое место.

Разница в условиях содержания и отсутствие четких правовых рамок функционирования "горячих точек" несколько раз становились вопросами обсуждения миссии Управления ООН по правам человека в Италии с 27 июня по 1 июля.

Группа ООН слышала опасения о том, что "горячие точки" в настоящее время функционируют скорее как места содержания под стражей, чем регистрационные центры. Помещение мигрантов под стражу должно быть крайней мерой, но нет механизмов, которые бы оценивали необходимость содержания под стражей прибывающих мигрантов. Отсутствие четкости в отношении времени пребывания мигрантов и степени применения силы в случае, если мигрант откажется от снятия отпечатков пальцев, вызывает особую тревогу международных и национальных НПО Италии, как сообщает группа ООН.

"Италия в настоящее время не может обеспечить равные стандарты для защиты прав человека в рамках всей системы приема мигрантов. Причиной тому служит несколько факторов, в том числе миграционная политика ЕС, предписанная Италии, и отказ итальянского правительства от предоставления услуг без четких норм и регулирующих положений", - говорит Советник по вопросу о миграции Управления ООН по правам человека Пиа Оберой.

Италия, куда на данный момент в этом году прибыло по морю более 90 000 человек, увеличила количество мест в системе приема мигрантов от приблизительно 22 118 доступных мест в 2013 году до 120 000 мест к концу 2015 года. И хотя Министерство внутренних дел несет основную ответственность за организацию и координирование всей системы, работа центров осуществляется внешними субъектами, в том числе частными компаниями и благотворительными фондами. Таким образом, именно те, кто обеспечивают функционирование центров, решают, как и на что потратить государственные средства.

"Мы знаем, что сейчас итальянское Министерство внутренних дел и его международные партнеры проводят работу по улучшению и согласованию рамок управления "горячими точками". Мы считаем, что это положительный шаг. То, к чему мы призываем, - это больше сотрудничества и согласованности с агентствами ООН и гражданским обществом в обеспечении дополнительных медицинских и психосоциальных услуг и рекреационной деятельности. Мы также призываем к тому, чтобы им позволяли проводить мониторинг "горячих точек", чтобы уделять больше внимания защите прав мигрантов, в том числе детей", - говорит Оберой.

В Подзалло 16-летняя девочка из Нигерии занимала себя тем, что причесывала мальчика с помощью пластмассовой вилки вместо расчески и со знанием дела сплетала его локоны. Этот мальчик - также 16 лет - из Гвинеи изо всех сил старался не заплакать от боли, когда она тянула его за волосы. Никто из них не был в настроении разговаривать. Группа ООН уже собиралась покинуть Падзолло, когда молодой человек подошел к Геррас-Дельгадо и попросил у нее ее часы.

"Сначала я не поняла, зачем они ему, ведь они совсем дешевые. Только потом я поняла. В этом месте нет часов, несмотря на усилия нашего коллеги из Агентства ООН по делам беженцев. Поэтому люди не могут узнать время, которое, должно быть, идёт очень медленно", - сказала Геррас-Дельгадо. "Сейчас я жалею, что не отдала ему свои часы".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.