Первый доклад ООН о ситуации с правами человека в Кашмире призывает провести международное расследование многочисленных нарушений

Существует острая необходимость принять меры в отношении прошлых и продолжающихся нарушений прав человека и обеспечить отправление правосудия для всех жителей Кашмира, в течение семидесяти лет страдающих от конфликта, в результате которого были потеряны и разрушены многочисленные жизни, как говорится в докладе Управления ООН по правам человека, опубликованном в четверг.

Первый в своем роде доклад Управления ООН по правам человека на 49 страницах о ситуации с правами человека на территориях Кашмира, подконтрольных Индии и Пакистану, описывает нарушения и злоупотребления в области прав человека по обе стороны Линии контроля, а также обращает внимание на ситуацию постоянной безнаказанности за нарушения, совершенные силами безопасности.

"Политические аспекты спора между Индией и Пакистаном долгое время занимали центральное место, но это не застывший во времени конфликт. Это конфликт, который лишил миллионы людей их основных прав человека и по сей день продолжает причинять невыразимые страдания", - заявил Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн.

"Вот почему любое разрешение политической ситуации в Кашмире должно включать в себя приверженность прекращению циклов насилия и обеспечению подотчетности за прошлые и нынешние нарушения и злоупотребления всеми сторонами, а также возмещение ущерба для пострадавших", - сказал он.

"И именно поэтому я буду призывать Совет ООН по правам человека рассмотреть создание комиссии по расследованию для проведения всестороннего независимого международного расследования заявлений о нарушениях прав человека в Кашмире", - говорит Зейд.

Отметив продолжающееся серьезное напряжение в течение последних недель, включая то, которое возникло в результате ряда происшествий в Сринагаре, он призвал силы безопасности Индии максимально ограничить свои действия и строго придерживаться международных стандартов, регулирующих применение силы в рамках будущих протестов, включая те, которые могут произойти в ближайшие выходные.

"Необходимо, чтобы власти Индии предприняли незамедлительные и эффективные шаги для предотвращения повторения многочисленных случаев чрезмерного применения силы в Кашмире со стороны сил безопасности", - говорит Зейд.

Управление ООН по правам человека, которое, несмотря на повторные просьбы в адрес Индии и Пакистана в течение последних двух лет, так и не получило неограниченный доступ по обе стороны Линии контроля, провело удаленный мониторинг для составления данного доклада, описывающего ситуацию на территориях Кашмира, контролируемых как Индией, так и Пакистаном.

Основное внимание в докладе уделяется ситуации с правами человека в индийском штате Джамму и Кашмир с июля 2016 года, когда после того, как индийские силы безопасности убили лидера вооруженной группы, вспыхнули масштабные и беспрецедентные демонстрации, и до апреля 2018 г.

Индийские силы безопасности применили чрезмерную силу, что привело к незаконным убийствам и очень высокому числу раненых, как сообщается в докладе, который ссылается на приблизительные цифры, представленные гражданским обществом: 145 мирных жителей были убиты силами безопасности с середины июля 2016 г. до конца марта 2018 г., и за тот же период до 20 мирных граждан были убиты вооруженными группами.

Одним из наиболее опасных видов оружия, которое использовалось против демонстрантов в 2016 году и по-прежнему используется силами безопасности, стало оружие с дробью. По официальным данным, 17 человек были убиты дробью с июля по август 2017 г., и 6 221 человек были ранены металлической дробью в период с 2016 г. по март 2017 г. Организации гражданского общества полагают, что многие из них частично или полностью ослепли.

"Безнаказанность за нарушения прав человека и отсутствие доступа к правосудию являются основными трудностями в области прав человека в Джамму и Кашмире", - сообщается в докладе, где также отмечено, что в соответствии с законом об особых полномочиях вооруженных сил (Джамму и Кашмир) 1990 г. (AFSPA) и законом об обеспечении государственной безопасности в Джамму и Кашмир 1978 г. (PSA) "были созданы структуры, которые препятствуют нормальным законным процедурам, обеспечению подотчетности и ставят под угрозу право на возмещение ущерба для жертв нарушений прав человека".

Первый закон запрещает уголовное преследование сотрудников сил безопасности до тех пор, пока на это не даст разрешение индийское правительство. "Это фактически освобождает силы безопасности от уголовного преследования за любые нарушения прав человека. За те почти 28 лет, что действовал закон, в Джамму и Кашмире не было ни одного случая уголовного преследования сотрудников вооруженных сил, санкционированного центральным правительством", - говорится в докладе.

Также существует почти полная безнаказанность за насильственные и недобровольные исчезновения, и почти не принимается мер для достоверного расследования жалоб, в том числе касающихся мест массовых захоронений в Кашмирской долине и в регионе Джамму.

Постоянная безнаказанность за сексуальное насилие также остается одной из ключевых проблем в Кашмире. Символическим стал случай массового изнасилования в Кунан-Пошпоре 27 лет назад, когда, по словам выживших, солдаты подвергли групповому изнасилованию 23 женщины. "Попытки добиться правосудия отклонялись и блокировались на протяжении всех этих лет на разных уровнях", - сообщается в докладе.

Доклад также указывает на доказательство того, что вооруженные группы, которые действовали в Джамму и Кашмире с конца 1980-х годов, совершили широкий спектр нарушений в области прав человека, включая похищения и убийства мирных жителей и сексуальное насилие. Несмотря на отрицание правительством Пакистана его поддержки этих групп, в докладе отмечаются выводы нескольких экспертов о том, что вооруженные силы Пакистана продолжают поддерживать их операции по другую сторону Линии контроля.

Доклад также рассматривает ряд нарушений прав человека на территории Кашмира, подконтрольной Пакистану, которые, согласно докладу, отличаются между собой масштабом, а также имеют более структурный характер. Кроме того, в докладе говорится, что ограничения свободы выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций в Азад Джамму и Кашмире и в Гилгит-Балтистане сокращают возможности для получения информации о сложившейся ситуации.

Среди вопросов, затрагиваемых в докладе, рассматриваются конституционные отношения между этими двумя "раздельными территориями" и Пакистаном. Азад Джамму и Кашмир фактически контролируется Пакистаном на всей территории. Федеральные власти Пакистана также имеют полный контроль над всеми государственными операциями в Гилгит-Балтистане, и, согласно сообщениям, вдоль границ обоих регионов располагаются федеральные разведывательные службы.

Также в докладе подробно описано влияние антитеррористических операций Пакистана на права человека; в нем отмечается обеспокоенность Комитета ООН по правам человека "очень широким определением терроризма в законе о борьбе с террористической деятельностью". В докладе приводятся данные уважаемой национальной НПО, которая установила, что сотни людей были лишены свободы на основании положений данного закона в Гилгит-Балтистане, и что он использовался в отношении местных жителей, которые высказывали обеспокоенность положением в области прав человека.

Среди рекомендаций доклад призывает Индию и Пакистан полностью соблюдать свои обязательства, предусмотренные международным правом в области прав человека на территориях Кашмира, подконтрольных Индии и подконтрольных Пакистану соответственно.

Индии следует срочно отменить закон об особых полномочиях вооруженных сил; инициировать независимые, беспристрастные и достоверные расследования всех убийств гражданских лиц с июля 2016 года и всех злоупотреблений, совершенных вооруженными группами; а также обеспечить возмещение ущерба и восстановление в правах для всех лиц, получивших ранения, и для семей тех, кто был убит в условиях операций по обеспечению безопасности. Сходным образом закон об обеспечении государственной безопасности в Джамму и Кашмире должен быть изменен так, чтобы не противоречить положениям международного права в области прав человека, а также лицам, которые находятся под административным арестом, должны быть предъявлены обвинения, либо они должны быть немедленно освобождены.

Доклад призывает Пакистан положить конец ненадлежащему применению антитеррористического законодательства в целях уголовного преследования тех, кто участвуют в мирных политических и гражданских видах деятельности, и тех, кто выражает несогласие. В разделы временной конституции Азам Джамму и Кашмира, которые ограничивают права на свободу мнений и их свободное выражение, а также на свободу мирных собраний и ассоциаций, должны быть внесены поправки. Все политические активисты, журналисты и другие лица, осужденные за мирное выражение мнений, должны быть немедленно освобождены. Конституции Азам Джамму и Кашмира и Гилгит-Балтистана должны также быть изменены с тем, чтобы положить конец криминализации ахмадийских мусульман.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.