Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 21 октября 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    22 Октябрь 2016

СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. При этом большая часть нарушений была зафиксирована в районе Авдеевки-Ясиноватой-Донецкого аэропорта, Горловки и Светлодарска, а также в районах к северо-востоку и востоку от Мариуполя. В Луганской области Миссия констатировала аналогичный предыдущему отчетному периоду уровень нарушений режима прекращения огня. Наблюдатели уточняли сообщения о жертвах среди гражданского населения и обстрелах. СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. При этом свобода передвижения наблюдателей была ограничена на всех трех участках*. Миссия констатировала наличие самоходной гаубицы в нарушение линий отвода. Патрули СММ отметили длинные очереди в контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. СММ наблюдала за проведением массового собрания в Одессе.

СММ отметила уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] в Донецкой области, включая около 425 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 600 взрывов. При этом в районе Донецка-Авдеевки-Ясиноватой было зарегистрировано свыше 140 взрывов, на юго-западной окраине Донецка - более 40 взрывов, в районе Горловки и Светлодарска - более 140, а в районах к северо-востоку и востоку от Мариуполя - более 100 взрывов.

Вечером и в ночь с 20 на 21 октября камера СММ в подконтрольном правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) зафиксировала 26 взрывов неопределенного происхождения и шесть взрывов, оцененных как разрывы снарядов в 3-5 км к юго-востоку и востоко-юго-востоку. Днем 21 октября, находясь на центральном железнодорожном вокзале подконтрольного «ДНР» Донецка (6 км к северо-западу от центра Донецка), СММ слышала 25 взрывов неопределенного происхождения в 4-7 км к северо-северо-востоку. Находясь в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 14 взрывов в 2-6 км к западу и западо-юго-западу от своего месторасположения. Находясь в Авдеевке, члены патруля Миссии слышали 19 выстрелов из миномета неустановленного калибра, 36 взрывов неопределенного происхождения и пять взрывов, оцененных как выстрелы. Все эти случаи огневой активности произошли в 2-5 км к востоку от позиции наблюдателей.

Находясь в подконтрольном правительству г. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), наблюдатели слышали 35 взрывов неопределенного происхождения в 5-7 км к юго-юго-востоку. В подконтрольном правительству г. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка) члены патруля Миссии слышали восемь взрывов неопределенного происхождения и непрерывные очереди из стрелкового оружия на протяжении около пяти минут в 0,5-3 км к северо-западу.

Во второй половине дня 20 октября, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали семь взрывов, оцененных как разрывы минометных мин, 69 взрывов неопределенного происхождения, 16 взрывов, оцененных как огонь из безоткатного орудия (СПГ-9, 73 мм) и/или ручного противотанкового гранатомета (четыре из которых были оценены как выстрелы, остальные - взрывы неопределенного происхождения) и пять взрывов, оцененных как выстрелы из автоматического гранатомета и, соответственно, разрывы гранат. Все взрывы и выстрелы произошли в 2-5 км к югу и юго-востоку. Вечером 20 октября, находясь в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка), СММ слышала 17 взрывов, оцененных как разрывы, и два взрыва, оцененных наблюдателями как выстрелы, в 7-8 км к северо-западу. Команда СММ также зафиксировала 20 взрывов, оцененных как разрывы гранат, выпущенных из автоматического гранатомета в 5-6 км к северо-западу.

Вечером 20 октября камера СММ в с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала огневую активность в следующей последовательности: три взрыва (по оценке, разрывы 82-мм минометных мин), два взрыва, оцененных как выстрелы из 82-мм миномета, два взрыва, оцененных как разрывы 82-мм минометных мин, один активно-реактивный снаряд, выпущенный с востока на запад в 3-4 км к северу. Одновременно с вышеупомянутым активно-реактивным снарядом камера также зафиксировала еще один активно-реактивный снаряд, выпущенный с юго-запада на северо-восток на неустановленном расстоянии к северо-северо-востоку. Во второй половине дня 21 октября эта же камера зафиксировала 26 взрывов, оцененных как удары снарядов в 6 км к северу. Находясь в подконтрольном правительству с. Павлополь (26 км к северо-востоку от Мариуполя), СММ слышала 22 взрыва неопределенного происхождения в 6-8 км к югу, после чего последовал 21 взрыв неопределенного происхождения в 6-8 км к юго-юго-востоку и один взрыв, оцененный как выстрел в 3-4 км к западу от позиции наблюдателей в подконтрольном правительству с. Орловское (23 км к северо-востоку от Мариуполя). Спустя некоторое время, находясь в подконтрольном правительству г. Мариуполь (102 км к югу от Донецка), члены патруля Миссии слышали девять взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к востоко-северо-востоку.

В Луганской области Миссия констатировала аналогичный предыдущему отчетному периоду уровень нарушений режима прекращения огня (в том числе 20 взрывов по сравнению с 22, зафиксированными в предыдущий день). На протяжении дня 21 октября, находясь к югу от моста в Станице Луганской, команда СММ слышала один взрыв неопределенного происхождения в 0,6 км к северо-востоку (по оценке, в пределах участка разведения), один взрыв неопределенного происхождения в 2,5 км к востоко-северо-востоку (наблюдатели не смогли определить, произошел ли этот взрыв в пределах или за пределами участка разведения) и один взрыв в 5 км к востоко-северо-востоку от своей позиции (за пределами участка разведения). Находясь в подконтрольном правительству с. Лобачево (17 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали два взрыва, оцененных как выстрелы из 82-мм миномета, и 19 очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета. Находясь в подконтрольной правительству части г. Золотое (61 км к западу от Луганска), СММ слышала пять взрывов неопределенного происхождения в 5-15 км к югу и юго-юго-востоку от своей позиции. Во второй половине дня, находясь на подконтрольной «ЛНР» стороне Золотого (60 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали два взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-западу и семь взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-востоку от своей позиции. По оценке наблюдателей, все взрывы в районе Золотого произошли за пределами участка разведения.

СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения и обстрелах. В подконтрольном «ЛНР» с. Уткино (47 км к юго-западу от Луганска), члены патруля Миссии разговаривали с членом «ЛНР», который заявил, что два жителя подконтрольного «ЛНР» пгт Селезневка (43 км к юго-западу от Луганска) получили ранения от срабатывания взрывного устройства. В Селезневке женщина подтвердила, что 1 октября ее муж и 11-летняя дочь получили ранения от мины натяжного действия, которая детонировала, когда они набирали воду из колодца. По словам женщины, мужчина получил незначительные ранения рук, а девочке была оказана медицинская помощь в больнице в связи с ранениями ног, ступней и в области живота. Собеседница добавила, что девочка была выписана 20 октября, однако ее необходимо будет снова прооперировать из-за наличия осколков в ступне. В подконтрольном правительству г. Красногоровка наблюдатели видели четыре свежие воронки. По словам офицера Вооруженных сил Украины (ВСУ) при Совместном центре контроля и координации (СЦКК), который находился на местах происшествия, воронки образовались вследствие обстрела, произошедшего прошлым вечером. По оценке наблюдателей, три из четырех воронок были, вероятно, вызваны разрывами минометных мин, выпущенных с восточного направления. Члены патруля Миссии также зафиксировали осколочные повреждения стены электроподстанции, а также повреждения от прямого попадания в крышу подстанции.

СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Вооруженные силы и вооруженные формирования, на которых, согласно Рамочному решению, возложены обязанности по извлечению или ограждению взрывоопасных предметов, а также по обеспечению наблюдателям СММ безопасности и надежного доступа к участкам разведения, пока что полностью не выполнили данные задачи ни на одном из трех согласованных участках разведения. Решением Трехсторонней контактной группы (ТКГ) относительно противоминной деятельности от 3 марта 2016 года предусмотрено, что Совместный центр контроля и координации осуществляет общую координацию работ по разминированию. СЦКК также неоднократно поручалось содействовать оперативному реагированию на факты препятствования проведению мониторинга СММ. Тем не менее, в течение отчетного периода ни на одном из трех согласованных участков не наблюдалось выполнение Совместным центром этих задач. Вследствие этого, доступ Миссии на всех трёх участках разведения по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.

Находясь на блокпосте «ЛНР» к югу от моста в Станице Луганской, команда СММ слышала три взрыва. По оценке наблюдателей, один из взрывов произошел в пределах участка разведения (см. нарушения режима прекращения огня выше). На блокпосте ВСУ, за пределами участка разведения, во дворе дома СММ зафиксировала боевую машину пехоты (БМП-2), накрытую маскировочной сеткой. Патруль Миссии не смог проследовать дальше к железнодорожному мосту в восточном направлении от блокпоста «ЛНР», расположенном к югу от моста, из-за наличия знака, предупреждающего о минной опасности*.

На блокпосте «ЛНР» в пределах участка разведения в районе Золотого-Первомайска член «ЛНР» сообщил СММ, что главная дорогая между подконтрольным «ЛНР» г. Первомайск (58 км к западу от Луганска) и г. Золотое была очищена от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Несмотря на это, в двух отдельных случаях наблюдатели не смогли проехать дальше из-за отсутствия гарантий безопасности со стороны ВСУ*. СММ также отметила наличие восьми новых знаков, предупреждающих о минной опасности (с надписью «СТОП! МИНЫ» на русском языке на красном фоне), установленных вместо старых знаков вдоль южной окраины участка разведения.

В с. Петровское (41 км к югу от Донецка) старший по рангу член «ДНР» сообщил, что работы по разминированию на этом участке не проводились. В подконтрольном правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка) члены Миссии вновь зафиксировали наличие мин на дороге в Петровское, пролегающей через с. Викторовка (42 км к юго-западу от Донецка)*.

СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Минским Меморандумом.

В подконтрольном правительству с. Богоявленка (46 км к юго-западу от Донецка) Миссия зафиксировала самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм), расположенную там в нарушение соответствующих линий отвода.

Миссия видела вооружение, но не смогла верифицировать его как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года. В подконтрольных правительству районах СММ видела 18 реактивных систем залпового огня (БМ-27 «Ураган», 220 мм) и десять танков (восемь Т-72 и два Т-64). Наблюдатели также констатировали отсутствие трех танков (одного Т-72, отсутствие которого было зафиксировано впервые, и двух Т-64, факт отсутствия одного танка был впервые зарегистрирован 6 сентября, а другого - 27 сентября).

СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] в пределах зоны безопасности. Члены патруля Миссии отметили наличие одного бронетранспортера (БТР-80) вблизи подконтрольного «ДНР» Донецкого центрального железнодорожного вокзала. В подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали две боевых машины пехоты (БМП-1 и БМП-2) в Станице Луганской (см. выше) и одну БМП-1 в с. Катериновка (64 км к западу от Луганска).

Члены патруля Миссии отметили спокойную обстановку на приграничных районах, подконтрольных правительству, вблизи пгт Сиротино (182 км к северо-западу от Луганска) и с. Демино-Александровка (180 км к северо-западу от Луганска).

Миссия продолжает фиксировать длинные очереди в контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. На блокпосте «ЛНР», расположенном к югу от моста в Станице Луганской, наблюдатели видели очередь из 1 000-1 200 пешеходов, направлявшихся в подконтрольные правительству районы. Через час на блокпосте ВСУ, расположенном к северу от моста в Станице Луганской, команда СММ зафиксировала очередь из 1 300-1 500 пешеходов, ожидавших выхода из подконтрольных правительству районов. Миссия не заметила никакого улучшения неудовлетворительного состояния разрушенных и скользких ступенек и поврежденных перил деревянного трапа через разрушенную часть моста. 20 октября на правительственном блокпосте в с. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка) члены патруля Миссии видели более 290 автомобилей и 350 пешеходов, ожидавших пропуска в подконтрольные правительству районы. Три женщины (старше 50 лет) сообщили СММ, что уже два дня ожидают прохода в подконтрольные правительству районы.

В Одессе 20 октября СММ наблюдала за проведением массового собрания перед зданием Одесской областной государственной администрации. На собрании присутствовали около 150 членов союза ветеранов Афганистана (мужчины в возрасте 50-75 лет), которые требовали выплаты надлежащих им государственных пособий. По словам участников, пособия постепенно сокращались и зачастую выплачивались нерегулярно или с задержкой.

СММ продолжает наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать.

Запрет доступа:

  • Находясь на блокпосте «ЛНР» к югу от моста в Станице Луганской патруль СММ не смог проследовать дальше к железнодорожному мосту из-за наличия знака, предупреждающего о минной опасности. СММ проинформировала СЦКК об этом.
  • Патруль Миссии не смог проследовать дальше ни с одной из сторон линии соприкосновения по закрытому дорожному коридору между Золотым и Первомайском из-за возможного наличия мин и неразорвавшихся боеприпасов. Члены «ЛНР» проинформировали СММ, что главная дорога со стороны «ЛНР» была разминирована, однако они не могут гарантировать безопасность наблюдателей на второстепенных дорогая в переделах участка разведения. Офицер ВСУ при СЦКК сообщил СММ, что дорожный коридор с подконтрольной правительству стороны не был разминирован и о том, что они ожидают распоряжения для начала работ по разминированию. СММ уведомила СЦКК об этом.
  • В подконтрольном «ДНР» Петровском (41 км к югу от Донецка) патруль Миссии не смог проследовать на запад от села в направлении участка разведения, поскольку член «ДНР» сообщил СММ, что в районе не было проведено разминирование, а офицеры ВС РФ при СЦКК не оказали содействия в обеспечении безопасности членов Миссии. СММ уведомила СЦКК об этом.
  • Офицер ВСУ при СЦКК, находившийся на месте, сообщил СММ, что ВСУ не контролирует дорогу и поэтому не смог оказать содействия в обеспечении безопасности патруля СММ, который намеревался проехать из подконтрольного правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка) по дороге, ведущей в с. Викторовка (42 км к юго-западу от Донецка). Наблюдатели отметили, что мины, которые они видели ранее, все еще не были убраны. СММ проинформировала СЦКК об этом.
  • Патруль Миссии не смог проехать по мосту в подконтрольном правительству г. Счастье ни с одной стороны линии соприкосновения. Военнослужащие ВСУ, находившиеся на месте, сообщили СММ, что мост все еще заминирован. Вооруженные члены «ЛНР», находившееся на блокпосте к югу от моста, предупредили патруль Миссии о наличии мин на мосту. СММ уведомила СЦКК об этом.
  • Вооруженные лица остановили команду СММ на дороге в подконтрольном «ЛНР» пгт Бугаевка (38 км к югу от Луганска) и сообщили, что СММ не может продолжить свое движение из-за учений с боевой стрельбой на полигоне за пределами зоны безопасности. Наблюдатели слышали два одиночных выстрела. По оценке наблюдателей, выстрелы исходили с известного СММ полигона в Бугаевке. СММ уведомила СЦКК об этом.
  • Солдаты ВСУ отказали СММ в доступе к месту хранения отведенного тяжелого вооружения. СММ уведомила СЦКК об этом.

Задержка:

  • При попытке проехать в подконтрольное «ДНР» с. Александровка (20 км к юго-западу от Донецка) патруль Миссии остановили вооруженные лица на блокпосте, которые требовали открыть багажники автомобилей СММ. Члены патруля отказались это сделать, но проезд Миссии через блокпост был предоставлен. Однако вооруженные лица не разрешили членам патруля повернуть на блокпосте прямо по направлению к Александровке. Вместо этого, они потребовали, чтобы перед тем как вернуться на блокпост в Александровке, СММ проехала через другой блокпост, находившийся в более чем 6 км от него. Миссия проследовала этим маршрутом, и впоследствии наблюдателям разрешили проехать к Александровке.
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.