Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 11 ноября 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    12 ноябрь 2016

СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и его увеличение в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели уточняли сообщения об обстреле в Марьинке, а также о жертве среди мирного населения в Верхнеторецком. СММ продолжила осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, и на всех трех участках наблюдатели столкнулись с ограничением свободы передвижения*. Миссия продолжила наблюдать за отводом тяжелого вооружения. В Донецкой области наблюдатели посетили три приграничных района, которые в настоящее время не контролируются правительством. СММ наблюдала за массовым собранием в Киеве.

СММ констатировала уменьшение количества случаев нарушения режима прекращении огня[1] в Донецкой области, в том числе около 270 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 870 взрывов. По меньшей мере 114 взрывов было зафиксировано в районе Ясиноватая-Авдеевка-Донецкий аэропорт и почти 70 - в районах к западу от Горловки.

Вечером 10 ноября и ночью 11 ноября, находясь в подконтрольном «ДНР» Донецке, наблюдатели зафиксировали 15 взрывов неопределенного происхождения в 6-10 км к западу и северо-западу. Той же ночью камера СММ в г. Авдеевка (подконтрольном правительству, 17 км к северу от Донецка) зафиксировала 19 взрывов неопределенного происхождения, 16 снарядов, пролетавших с юга на север, и 22 - пролетавших с севера на юг. Все эти случаи огневой активности произошли в 4-5 км к юго-востоку.

В течение дня 11 ноября в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) СММ слышала 83 взрыва неопределенного происхождения на расстоянии от 2 до 6 км в западно-юго-западном и западном направлениях. Незадолго до и после полудня патруль СММ в Авдеевке услышал три взрыва, оцененных как разрывы 82- и 120-мм минометных мин в 3-4 км к юго-западу.

Вечером 10 ноября и в течение дня 11 ноября в подконтрольной «ДНР» Горловке наблюдатели слышали 67 взрывов неопределенного происхождения в 5-10 км к западу и юго-западу.

Находясь в контролируемом правительством г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии услышали шесть взрывов, оцененных как выстрелы из миномета в 2-3 км к югу, а также восемь взрывов неопределенного происхождения в 2-4 км к юго-востоку. Со своей позиции в подконтрольном «ДНР» г. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка) СММ слышала 19 взрывов неопределенного происхождения в 6-10 км к северо-западу и семь взрывов неопределенного происхождения в 3-5 км к югу.

Находясь в 1 км к северу от подконтрольного правительству с. Пищевик (26 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали четыре взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии в северо-восточном направлении, десять взрывов неопределенного происхождения в 10 км к югу, четыре взрыва неопределенного происхождения и интенсивную перестрелку (в том числе многочисленные выстрелы из стрелкового оружия, крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов), а также многочисленные взрывы неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии в юго-юго-восточном направлении.

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества случаев нарушения режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 527 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 225 взрывов. Все эти нарушения произошли в основном в западной части Луганской области.

Находясь в подконтрольном правительству пгт Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска), утром 11 ноября наблюдатели услышали 24 взрыва неопределенного происхождения в 3 км к западу.

В подконтрольном «ЛНР» г. Кадиевка (прежнее название - г. Стаханов, 50 км к западу от Луганска) патруль Миссии слышал примерно 410 взрывов, оцененных как преимущественно артиллерийские выстрелы (а также несколько разрывов), и примерно 80 взрывов, оцененных в основном как разрывы ракет реактивных систем залпового огня (РСЗО) (а также несколько выстрелов). Все эти случаи огневой активности были зафиксированы в 10 км к западо-юго-западу.

11 ноября, в 01:30, в подконтрольном «ЛНР» городе Луганске наблюдатели услышали взрыв в 1 км к юго-западу. Позже утром они уточняли детали взрыва и увидели 70-80 см пробоину в металлической опоре с красной звездой на верхушке, которая расположена между переходами, ведущими к Луганскому центральному железнодорожному вокзалу. По периметру пробоины еще был виден черный порох.

СММ уточняла сообщения об обстрелах и жертвах среди мирного населения. В реанимационном отделении больницы в г. Торецк (прежнее название - г. Дзержинск, 43 км к северу от Донецка) наблюдатели встретились с мужчиной (49 лет). У него были перебинтованы голова, правая рука и ноги. Он сообщил, что у него было сквозное ранение левой ноги и перелом правой ноги. Медработники рассказали СММ, что когда 9 ноября мужчину госпитализировали, ему была сделана срочная операция. Другой мужчина, который, по его словам, во время инцидента ехал позади пострадавшего, сказал СММ, что инцидент произошел 9 ноября, когда снаряд разорвался вблизи автомобиля пострадавшего, а он проезжал неподалеку от подконтрольного правительству пгт Верхнеторецкое (23 км к северо-востоку от Донецка).

В подконтрольном правительству г. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели зафиксировали свежую воронку примерно в 15 метрах от пожарной части. Они определили, что воронка, вероятно, образовалась в результате огня с северо-восточного направления, а осколок, который показали сотрудники пожарной части, скорее всего, был от снаряда калибром 120 мм или больше. Члены патруля Миссии отметили, что несколько окон пожарной части были разбиты.

СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км южнее Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы (ТКГ) о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на всех трех участках разведение остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли осуществить мониторинг некоторых зон на этих участках. В течение отчетного периода ни на одном из этих трех участков не было зафиксировано работ по разминированию или ограждению взрывоопасных предметов, предусмотренных в решении ТКГ.

В подконтрольной правительству Станице Луганской (16 км к северо-востоку от Луганска) офицер Вооруженных сил Украины (ВСУ) в СЦКК заявил, что ВСУ не получали приказа приступить к разведению сил и средств. На передовой позиции ВСУ наблюдатели увидели временные укрытия. Сразу к югу от моста СММ увидела, что жилые модули «ЛНР» рядом с блокпостом были укреплены бетонными блоками.

После инцидента, произошедшего 10 ноября, когда группа военнослужащих ВСУ сообщила СММ о том, что они могут использовать наблюдательный пункт СММ, размещенный сразу за пределами участка разведения в районе Золотого-Первомайская, в собственных целях (см. Ежедневный отчет СММ от 11 ноября 2016 года), офицер ВСУ в штабе СЦКК в контролируемом правительством г. Соледар (79 км к северу от Донецка) во второй половине дня 11 ноября заверил СММ в том, что для урегулирования ситуации будут предприняты необходимые меры, а лица, причастные к инциденту, будут привлечены к ответственности. Утром 11 ноября на том же наблюдательном пункте патруль СММ отметил присутствие трех вооруженных солдат ВСУ внутри наблюдательного пункта.

СММ отметила спокойную ситуацию на участке разведения в районе н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка).

СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружений, как это предусмотрено Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Минским Меморандумом.

Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, предусмотренным в сообщении от 16 октября 2015 года. На местах размещения отведенного тяжелого вооружения ВСУ, расположение которых соответствует линиям отвода, члены патруля Миссии зафиксировали 12 РСЗО (БМ-27 «Ураган», 220 мм), а также впервые отметили наличие шести самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм). СММ впервые отметила отсутствие 16 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и по-прежнему отсутствие 30 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), трех буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм) и 17 РСЗО (БМ-27 «Ураган», 220 мм). СММ обнаружила, что одно место остается заброшенным, что было впервые отмечено 12 марта 2016 года.

СММ еще раз посетила постоянные места хранения вооружений ВСУ, расположение которых соответствует линиям отвода. Наблюдатели отметили отсутствие девяти танков (Т-64), как было впервые отмечено 8 октября 2016 года. Члены патруля Миссии также зафиксировали наличие нового вооружения, которого раньше там не было.

СММ зафиксировала боевые бронированные машины в зоне безопасности[2]. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели две боевых машины пехоты (БМП) около с. Нетайлово (22 км к северо-западу от Донецка), один бронетранспортер (БТР) в районе с. Желанное Второе (29 км к северо-западу от Донецка) и две БМП-2 неподалеку от с. Желанное Первое (29 км к северо-западу от Донецка).

Возле контролируемого правительством с. Андреевка (61 км к югу от Донецка) члены патруля Миссии видели следы от гусеничной техники и обнаружили пустые деревянные ящики с маркировкой «ракеты БМ-21».

Женщина в Марьинке рассказала наблюдателям, что ввиду отсутствия спутникового телевидения жители Марьинки могут смотреть только программы, транслируемые из контролируемых «ДНР» районов и Российской Федерации. Ранее другие жители уже сообщали об этом СММ.

СММ отметила спокойную ситуацию в трех приграничных районах, которые в настоящее время не контролируются правительством. Патруль СММ находился на пункте пропуска через государственную границу в Мариновке (78 км к востоку от Донецка) более чем 30 минут, где зафиксировал, как один коммерческий грузовик (с номерными знаками Российской Федерации) заехал на территорию Украины с тентованным багажным отделом. По дороге в обратном направлении наблюдатели увидели, как большой автобус с табличкой «Программа детям Донбасса» с тонированными окнами проехал через пограничный пункт без остановки. Автобус сопровождал «полицейский» автомобиль «ДНР» с включенными сигнальными маячками синего цвета. На пограничном пункте пропуска в Успенке (73 км к юго-востоку от Донецка) СММ впервые увидела два новых предупредительных знака о минной опасности красного цвета с белыми буквами на английском и русском языках. Патруль СММ находился на пункте пропуска через государственную границу в Успенке в течение почти 35 минут и в течение 20 минут - на пограничном пункте пропуска в Ульяновском (61 км к юго-востоку от Донецка).

В Киеве СММ наблюдала за массовым собранием возле Национального банка Украины. Около 1800 человек (70% составили мужчины и женщины пожилого возраста) вышли на демонстрацию против предполагаемой коррупции в украинском банковском секторе. Около 80-90 сотрудников правоохранительных органов присутствовали на месте. Протест закончился мирно.

СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Работа по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены угрозами в сфере безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшимися боеприпасами, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предполагает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на такие нарушения необходимо оперативно реагировать.

Запрет доступа:

СММ не удалось проехать из подконтрольного «ДНР» Петровского в подконтрольное правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка) через возможное наличие мин и неразорвавшихся боеприпасов.

Патруль Миссии не смог проехать дальше в районе улицы Донецкой к северу от моста и отдельно в направлении железнодорожного моста в Станице Луганской из-за отсутствия гарантий со стороны ВСУ о том, что район очищен от мин и неразорвавшихся боеприпасов. СММ проинформировала СЦКК об этом.

В двух отдельных случаях к югу от моста возле Станицы Луганской вооруженные лица остановили патруль СММ и не позволили проехать в направлении железнодорожного моста, объяснив это тем, что в районе не проводилось разминирование. СММ проинформировала СЦКК об этом

Противотанковые заграждения («чешские ежи») помешали СММ попасть на наблюдательный пункт «ЛНР» на вершине холма к югу от моста в Станице Луганской. Вооруженный мужчина сказал членам патруля Миссии, что в этом районе не проводилось разминирование. СММ проинформировала СЦКК об этом

Военнослужащие ВСУ не позволили наблюдателям проехать по дороге между подконтрольным правительству с. Катериновка (64 км к западу от Луганска) и подконтрольным правительством г. Попасная (69 км к западу от Луганска). СММ проинформировала СЦКК об этом.

Патруль СММ не смог перейти через мост к югу от контролируемого правительством г. Счастье (20 км к северу от Луганска) ни с одной из сторон. Военнослужащие ВСУ и вооруженные члены «ЛНР», присутствующие на соответствующих блокпостах, сказали СММ, что мост до сих пор заминирован. СММ проинформировала СЦКК об этом.

[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.