Последнее обновление: Понедельник, 25 октября 2021, 07:38 GMT

Средиземноморский маршрут миграции: сотни смертей, которые можно было предотвратить

Издатель Центр новостей ООН
Дата публикации 26 мая 2021
Цитировать как Центр новостей ООН, Средиземноморский маршрут миграции: сотни смертей, которые можно было предотвратить, 26 мая 2021, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/60b4df407.html [последняя дата доступа 27 октября 2021]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Верховный комиссар ООН по правам человека представила доклад о поисково-спасательных операциях на Средиземном море. Поток мигрантов за последние два года сократился, но число утонувших при попытке добраться из Африки в Европу растет: помощь терпящим бедствие оказывают все реже.

В отчете, охватывающем период с января 2019 года по декабрь 2020 года, отмечается, что Европейский союз и входящие в него государства значительно сократили число поисково-спасательных операций на Средиземном море, гуманитарным неправительственным организациям, готовым помогать мигрантам, постоянно мешают, а частные коммерческие суда не спешат на выручку терпящим бедствие - высадка спасенных на море беженцев в порту может растягиваться на долгие дни и недели.

По данным Управления ООН по правам человека, в период с января 2019 года по декабрь 2020 года при попытке пересечь центральную часть Средиземного моря и добраться из Ливии в Италию или на Мальту утонули свыше 2200 мигрантов. А за первые 5 месяцев текущего года погибли уже более 500 человек.

«Настоящая трагедия состоит в том, что страдания и смерть людей на Средиземноморском маршруте можно было бы предотвратить», - заявила Верховный комиссар Мишель Бачелет, представляя доклад. По ее словам, каждый год люди тонут только потому, что помощь приходит слишком поздно или не приходит вообще. А те, кого спасают, иногда вынуждены неделями на борту подобравших их судов ждать разрешения сойти на берег. О соблюдении прав человека и заботе о сохранении достоинства мигрантов, искавших в Европе избавления от тягот жизни, и речи не идет.

Ранее власти Европейского союза призвали Службу береговой охраны Ливии взять на себя большую часть ответственности за поисково-спасательные операции в международных водах, ведь именно с территории этого государства Северной Африки чаще всего отправляются в Европу переполненные нелегальными мигрантами суда. В результате число судов и лодок, перехваченных вблизи территориальных вод Ливии, увеличилось. Так, в 2019 году были задержаны и возвращены в Ливию 8403 мигранта, а в 2020 году их было 10 тысяч. Оказавшись в стране, нелегалы надолго попадают в центры временного содержания.

В Управлении призывают Европейскую комиссию и государства-члены ЕС сделать так, чтобы сотрудничество с Ливией по проблемам миграции соответствовало международному праву, включая защиту прав человека. А координация Евросоюза с ливийскими властями по вопросам поиска и спасения на море должна предусматривать гарантии того, что спасенные или задержанные в море мигранты не будут просто высажены в Ливии, а смогут сойти на берег в других странах, где им будет гарантирована безопасность.

«До тех пор, пока не будет безопасных, доступных и законных каналов миграции, люди будут пытаться пересечь Средиземное море - невзирая на подстерегающие их опасность или правовые последствия», - считает Верховный комиссар. Она призвала ЕС равномерно распределить ответственность за прием и размещение мигрантов между всеми государствами-членами Евросоюза, а не перекладывать всю тяжесть проблемы лишь на Средиземноморские страны, такие как Мальта или Италия.

Искать на Refworld