Заключение № 103 (LVI) — 2004 год: Обеспечение международной защиты, в том числе с помощью дополнительных форм защиты

Исполнительный комитет,1

вновь подтверждая, что Конвенция 1951 г. о статусе беженцев совместно с Протоколом 1967 г. к ней по-прежнему является краеугольным камнем международного режима защиты беженцев; и отмечая в этом отношении основополагающее значение их полного применения государствами-участниками, включая основополагающий принцип невысылки,

признавая, что в различных контекстах может существовать необходимость международной защиты в случаях, не предусмотренных Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г. к ней; и ссылаясь в этом отношении на пункт l) своего заключения № 74 (XLV),

вновь подтверждая принцип, согласно которому все люди пользуются правами человека и основными свободами без дискриминации, включая право искать убежища и пользоваться убежищем,

подчеркивая ценность региональных документов, в тех случаях, когда это применимо, включая, в частности, Конвенцию ОАЕ 1969 г., регулирующую конкретные аспекты проблем беженцев в Африке, а также Картахенскую декларацию 1984 г. о беженцах, которые относятся к числу беженцев лиц, не имеющих возможности вернуться в свои страны в связи с существованием угроз для всех и каждого в результате таких ситуаций, как массовое насилие, вооруженный конфликт или события, серьезно нарушающие правопорядок, а также законодательство Европейского союза по вопросу об убежище, в котором признаются некоторые потребности в международной защите, выходящие за рамки Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. к ней,

напоминая о том, что международные и региональные документы, посвященные проблеме безгражданства, такие, как Конвенция 1954 г. о статусе апатридов и Конвенция 1961 г. о сокращении безгражданства, являются, когда это применимо, важными средствами, которыми государства-участники могут воспользоваться, в частности, для того, чтобы предотвращать и урегулировать ситуации, связанные с безгражданством, и, когда это необходимо, усилить защиту лиц без гражданства,

признавая, что во многих странах существует ряд административных или законодательных механизмов, используемых для узаконивания, по целому ряду обстоятельств, пребывания лиц, в том числе тех, которые не имеют права на беженскую защиту, но могут нуждаться в международной защите,

отмечая ценность установления общих принципов, которые могут лежать в основе дополнительных форм защиты лиц, нуждающихся в международной защите, и которые регулируют вопрос о том, кто может пользоваться такой защитой, и вопрос о совместимости этих форм защиты с положениями Конвенции 1951 г. и Протокола к ней 1967 г., а также других соответствующих международных и региональных документов,

a) настоятельно призывает государства-участники выполнять свои обязательства согласно Конвенции 1951 г. и/или Протоколу 1967 г. к ней в полной мере и эффективно в соответствии с предметом и целью этих документов;

b) призывает государства-участники истолковывать критерии в отношении статуса беженца, содержащиеся в Конвенции 1951 г. и/или Протоколе 1967 г. к ней, таким образом, чтобы все лица, отвечающие этим критериям, получали должное признание и защиту в соответствии с этими документами, а не какую-либо дополнительную форму защиты;

c) признает, что право беженцев является динамичным сводом норм права, который основан на обязательствах государств - участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. к ней и, в соответствующих случаях, на региональных документах о защите беженцев и который формируется под влиянием предмета и целей этих документов, а также изменений в смежных областях международного права, таких, как право, регулирующее права человека, и международное гуманитарное право, имеющее непосредственное отношение к защите беженцев;

d) подчеркивает необходимость недопущения компрометирования системы убежища в результате распространения защиты беженцев на тех, кто не имеет права на нее, а также необходимость скрупулезного применения исключающих оговорок, изложенных в статье 1 F Конвенции 1951 г. и в других соответствующих международных документах;

е) призывает государства - участники Конвенции 1954 г. о статусе апатридов и Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства добросовестно применять эти документы с учетом их защитных целей; и просит УВКБ ООН активно содействовать присоединению к этим документам;

f) призывает государства в максимальной степени использовать документы по вопросам защиты при удовлетворении потребностей в области международной защиты; и призывает государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., а также к другим соответствующим применимым региональным документам и/или рассмотреть вопрос о снятии ограничений или оговорок в целях обеспечения максимально возможного применения содержащихся в них принципов в отношении защиты;

g) призывает все государства-участники, когда это уместно, принимать необходимое национальное законодательство или процедуры для введения в силу региональных документов по вопросам беженцев;

h) признает, что дополнительные формы защиты, предоставляемой государствами в целях обеспечения того, чтобы лица, нуждающиеся в международной защите, фактически получали ее, являются позитивным прагматическим подходом, позволяющим удовлетворять некоторые потребности в международной защите;

i) поощряет использование дополнительных форм защиты для лиц, нуждающихся в международной защите, которые не подпадают под определение беженца согласно Конвенции 1951 г. или Протоколу 1967 г.;

j) сознает, что государства могут принимать решение о предоставлении разрешения на продолжительное пребывание по соображениям сострадания или практическим причинам; и признает, что необходимо проводить четкое разграничение между такими случаями и теми случаями, в которых существуют потребности в международной защите;

k) подтверждает, что меры по применению дополнительных форм защиты следует осуществлять таким образом, чтобы это укрепляло, а не ослабляло существующий международный режим защиты беженцев;

l) отмечает, что временную защиту, без официального предоставления статуса беженца, которая является конкретной временной мерой защиты, применяемой в ситуациях, связанных с массовым притоком беженцев, и позволяет обеспечить в чрезвычайных ситуациях оперативную защиту от принудительного возвращения, следует четко отличать от других форм международной защиты;

m) подтверждает, что, когда это применимо, соответствующие международные договорные обязательства, запрещающие принудительное возвращение, представляют собой важное средство защиты в целях удовлетворения потребностей в защите тех лиц, которые находятся за пределами стран своего происхождения и которые могут являться подмандатными лицами УВКБ ООН, не отвечать при этом определению беженца согласно Конвенции 1951 г. и/или Протоколу 1967 г.к ней; и призывает государства уважать основополагающий принцип неприменения принудительного возвращения;

n) призывает государства при предоставлении дополнительных форм защиты лицам, которые в ней нуждаются, поддерживать максимальную степень стабильности и определенности, обеспечивая права человека и основные свободы всех лиц без дискриминации с учетом соответствующих международных документов и принимая во внимание наилучшие интересы детей и принципы единства семьи;

o) рекомендует, чтобы в тех случаях, когда целесообразно рассмотреть вопрос о прекращении дополнительных форм защиты, государства применяли объективные, четко и открыто провозглашенные критерии; и отмечает, что доктрина и процедурные стандарты, разработанные применительно к положениям о прекращении защиты, содержащимся в статье 1 С Конвенции 1951 г., могут служить полезным руководством в этом отношении;

p) отмечает, что государства могут принять решение о проведении консультации с УВКБ ООН, если это целесообразно, учитывая его особый опыт и мандат, в тех случаях, когда они рассматривают вопрос о предоставлении или прекращении какой-либо дополнительной формы защиты лицам, подпадающим под компетенцию Управления;

q) призывает государства рассмотреть вопрос о целесообразности установления всеобъемлющей процедуры для какого-либо центрального экспертного органа, выносящего единое решение, что позволяет определять статус беженца, а затем другие потребности в международной защите, в качестве средства оценки всех потребностей в международной защите, не нанося при этом ущерба защите беженцев и в то же время признавая необходимость гибкого подхода к применяемым процедурам;

r) отмечает, что, когда это применимо, при рассмотрении всеобъемлющей процедуры применяемая процедура должна быть беспристрастной и эффективной;

s) подчеркивает важность применения и разработки международной системы защиты беженцев таким образом, чтобы избегать пробелов в области защиты и дать возможность всем нуждающимся в международной защите получить ее и пользоваться ею.

1. Данное заключение касается лишь положения лиц, подмандатных УВКБ ООН.

Комментарии:
56-я сессия Исполнительного Комитета.