Заключение № 30 (XXXIV) — 1983 год: Проблема явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств о предоставлении статуса беженца или убежища

Исполнительный комитет

а) сослался на принятое на двадцать восьмой сессии Заключение № 8 (XXVIII) об определении статуса беженца и принятое на тридцатой сессии Заключение № 15 (XXX), касающееся беженцев, не имеющих страны убежища;

b) сослался на принятое на тридцать третьей сессии Заключение № 28 (XXVIII), в котором была признана необходимость принятия мер по решению проблемы явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств о предоставлении статуса беженца;

c) отметил, что ходатайства о предоставлении статуса беженца от лиц, которые не имеют никакого права считаться беженцами согласно соответствующим критериям, представляют собой серьезную проблему в ряде государств - участников Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года. Такие ходатайства обременительны для стран, в которых они подаются, и наносят ущерб интересам тех заявителей, которые имеют веские основания ходатайствовать о признании их беженцами;

d) полагает, что в национальные процедуры по определению статуса беженца может быть полезно включить конкретные положения об ускоренном рассмотрении ходатайств, которые считаются столь явно не обоснованными, что не заслуживают всестороннего рассмотрения на всех стадиях данной процедуры. Такого рода ходатайства названы либо "явно носящими характер злоупотребления", либо "явно не обоснованными" и должны быть определены как явно ложные или не соответствующие критериям предоставления статуса беженца, изложенным в Конвенции Организации Объединенных Наций о статусе беженцев 1951 года, и любым другим критериям, обосновывающим предоставление убежища;

e) признал, что решение о том, что заявление о предоставлении статуса беженца явно не обосновано или носит характер злоупотребления, касается существа вопроса, что ошибочное решение имеет серьезные последствия для заявителя и, следовательно, необходимо, чтобы такое решение сопровождалось надлежащими процессуальными гарантиями, и в этой связи рекомендовал следующее:

i) как и в случае со всеми ходатайствами об определении статуса беженца или о предоставлении убежища, всесторонне квалифицированный сотрудник и по возможности сотрудник органа, уполномоченного определять статус беженца, должны провести полное личное собеседование с заявителем;

ii) явная необоснованность ходатайства или то, что оно носит характер злоупотребления, должны быть установлены органом, уполномоченным определять статус беженца;

iii) заявителю, по ходатайству которого было принято отрицательное решение, должна быть предоставлена возможность пересмотра этого решения до получения им окончательного отказа на границе или принудительного выдворения с территории страны. В случае, если механизмы для такого пересмотра не существуют, правительствам следует положительно рассмотреть вопрос об их создании. Механизм такого пересмотра может быть более упрощенным по сравнению с уже имеющимся механизмом в отношении отклоненных ходатайств, которые не считаются явно не обоснованными или вводящими в заблуждение;

f) признал, что, хотя меры по отклонению явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств не могут разрешить более широкую проблему большого числа ходатайств о предоставлении статуса беженца, обе проблемы могут быть частично решены созданием всеобъемлющего механизма, ускоряющего процедуру определения статуса беженца, например путем

i) выделения необходимого персонала и ресурсов для органов, определяющих статус беженцев, с тем чтобы они могли оперативно выполнять свою задачу, и

ii) принятия мер, которые сократят время, необходимое для завершения процесса обжалования.

Комментарии:
34-я сессия Исполнительного Комитета.