Заключение № 58 (XL) — 1989 год: Проблема беженцев и лиц, ищущих убежища, выезжающих в неорганизованном порядке из страны, где они уже нашли защиту

а) феномен беженцев независимо от того, признаны они официально таковыми или нет (лица, ищущие убежища), выезжающих в неорганизованном порядке из стран, в которых они уже получили защиту, в целях поиска убежища и постоянного расселения в другом месте, вызывает все большее беспокойство. Причиной этого беспокойства является дестабилизирующее воздействие этих неорганизованных перемещений на конструктивные международные усилия по нахождению надлежащих решений для беженцев. Такие неорганизованные перемещения включают в себя въезд на территорию другой страны без предварительного согласия национальных властей либо без въездной визы, либо при отсутствии или недостаточном количестве документов, обычно требуемых для поездок, либо с поддельными или подложными документами. Аналогичную озабоченность вызывает все более частое явление, когда беженцы или лица, ищущие убежища, сознательно уничтожают или избавляются от своих документов с целью ввести в заблуждение власти страны, в которую они прибыли;

b) неорганизованные перемещения беженцев и ищущих убежища лиц, которые уже получили защиту в стране, в основном осуществляются лицами, которые считают себя вынужденными покинуть ее из-за отсутствия возможности получить образование или работу и найти долговременное надежное решение путем добровольной репатриации, интеграции в общество и переселения;

с) феномен таких неорганизованных перемещений может быть эффективно урегулирован лишь на основе согласованных действий правительств в консультации с УВКБ, направленных на:

i) выявление причин и масштабов неорганизованных перемещений в любой конкретной ситуации, в которой находятся беженцы;

ii) устранение или ослабление причин таких неорганизованных перемещений путем предоставления и сохранения предоставленного убежища, а также путем предоставления необходимых долговременных решений или иных надлежащих мер по оказанию помощи;

iii) поощрение принятия соответствующих мер по выявлению беженцев в заинтересованных странах;

iv) обеспечение гуманного обращения с беженцами и лицами, ищущими убежища, которые, оказавшись в неопределенном положении, вынуждены неорганизованно переезжать из одной страны в другую;

d) в этих рамках правительствам в тесном сотрудничестве с УВКБ следует:

i) добиваться надлежащих мер в целях заботы о беженцах и лицах, ищущих убежища, и оказания им поддержки в странах, где они нашли защиту, в ожидании нахождения долговременного решения;

ii) содействовать принятию подходящих долговременных решений, уделяя особое внимание прежде всего добровольной репатриации, а если это невозможно - интеграции в общество и предоставлению надлежащих возможностей для переселения;

e) беженцы и ищущие убежища лица, нашедшие защиту в какой-либо конкретной стране, не должны, как правило, переезжать из данной страны в неорганизованном порядке в поисках долговременных решений в другие страны, а должны пользоваться долговременными решениями, имеющимися в данной стране благодаря мероприятиям правительств и УВКБ, рекомендованным в пунктах с) и d);

f) в случае, если беженцы и лица, ищущие убежища, все же переезжают в неорганизованном порядке из страны, в которой они уже нашли защиту, они могут быть возвращены в данную страну, если:

i) они защищены там от принудительного возвращения (refoulement);

ii) им разрешено оставаться там и с ними будут обращаться в соответствии с общепризнанными основными гуманитарными нормами, пока для них не будет найдено долговременное решение. Если планируется такое возвращение, УВКБ может быть предложено содействовать в осуществлении мероприятий по повторному допуску и приему заинтересованных лиц;

g) признано, что могут быть исключительные случаи, при которых беженец или лицо, ищущее убежища, может законно утверждать, что у него есть основания опасаться преследований и что его физическая безопасность или свобода подвергаются опасности в стране, в которой он ранее нашел защиту. Такие дела должны быть положительно рассмотрены властями государства, в котором он просит убежища;

h) проблема неорганизованных перемещений усугубляется тем, что все больше беженцев и лиц, ищущих убежища, пользуется подложными документами и практикой, когда они намеренно уничтожают проездные и/или другие документы или избавляются от них с целью ввести в заблуждение власти страны, куда они прибыли. Такая практика осложняет установление личности заинтересованного лица и определение той страны, где он находился до прибытия, а также характера и продолжительности его пребывания в той стране. Подобного рода действия являются ложными и могут уменьшить шансы заинтересованного лица на положительный исход дела;

i) признано, что обстоятельства могут вынудить беженца или лицо, ищущее убежища, прибегнуть к использованию подложных документов, покидая страну, в которой его физическая безопасность или свобода подвергаются опасности. В случае, когда обстоятельств, которые вынуждали бы поступать таким образом, не существует, использование поддельных документов не может быть оправдано;

j) преднамеренное уничтожение беженцами или лицами, ищущими убежища, проездных или иных документов либо избавление от них по прибытии в страну назначения с целью ввести в заблуждение национальные власти относительно их предыдущего пребывания в другой стране, где они имели защиту, недопустимо. Государства самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами должны принять надлежащие меры для воздействия на это все более частое явление.

Комментарии:
40-я сессия Исполнительного Комитета.