Заключение № 65 (XLII) — 1991 год: Общее заключение по вопросу о международной защите

Исполнительный комитет

a) с обеспокоенностью отмечает постоянный и сложный характер современных проблем беженцев и тот факт, что, хотя за последние 40 лет достигнут значительный прогресс в урегулировании этих проблем, обеспечение защиты беженцев остается актуальной, трудной проблемой, требующей подходов, ориентированных на поиск ее решения;

b) приветствует неизменную готовность государств принимать беженцев и предоставлять им защиту, а также выделять значительные ресурсы на удовлетворение потребностей беженцев, демонстрируя тем самым свою твердую и неизменную приверженность оказанию гуманитарной помощи на национальном и международном уровнях;

c) подчеркивает первостепенное значение невысылки и предоставления убежища как важнейших принципов защиты беженцев и предлагает государствам активизировать усилия, направленные на защиту прав беженцев, не допускать их превращения в объект вооруженных нападений в лагерях или поселениях, избегать ненужного и жесткого ограничения их свободы передвижения, обеспечивать условия предоставления убежища, соответствующие признанным международным нормам, и облегчать их пребывание в странах убежища, в том числе путем выдачи необходимых личных документов и разрешений на возвращение после выезда за границу;

d) выражает озабоченность в связи с отсутствием надлежащей международной защиты различных групп беженцев в различных регионах мира, в том числе значительного числа палестинцев, и надеется, что в рамках системы Организации Объединенных Наций будут и впредь прилагаться усилия по удовлетворению их потребностей в защите;

e) призывает УВКБ ООН как штаб-квартиру, так и представительства на местах активно добиваться большей поддержки и понимания политики и деятельности УВКБ ООН в интересах женщин-беженок, в том числе в сотрудничестве с партнерами УВКБ ООН по осуществлению всеми соответствующими национальными или международными форумами, в рамках которых рассматриваются проблемы зашиты женщин-беженок и девушек-беженок;

f) выражает признательность Верховному комиссару за Руководящие принципы защиты женщин-беженок, просят, чтобы эти данные принципы стали неотъемлемой частью всей деятельности УВКБ ООН по защите и оказанию помощи и призывает представить доклад о ходе осуществления руководящих принципов на сорок третьей сессии Исполнительного комитета и настоятельно призывает Верховного комиссара сохранить должность Старшего координатора по вопросам женщин-беженок;

g) вновь подтверждает заключение № 59 (XL) о положения детей-беженцев, принятый на сороковой сессии Исполнительного комитета, и вновь подчеркивает важность предоставления надлежащей защиты и помощи в целях обеспечения безопасности и развития детей-беженцев и в этой связи приветствует решение Верховного комиссара создать новую должность Координатора по вопросам положения детей-беженцев;

h) вновь подтверждает, что нынешние масштабы и сложность проблем, связанных с положением беженцев в мире, требуют решительного укрепления существующих принципов зашиты, а также разностороннего и открытого обсуждения новых направлений в области защиты и дальнейшего развития права, уделяя особое внимание обязанностям государств по урегулированию ситуаций, связанных с беженцами, и, что особенно касается стран происхождения, по ликвидации причин, порождающих потоки беженцев;

i) призывает Верховного комиссара в этой связи активно изучать новые варианты превентивных стратегий, которые соответствуют принципам защиты, методы, с помощью которых могли бы быть укреплены механизмы ответственности государств и распределения ответственности между ними и могли бы быть использованы стратегии в области общественной информации в дополнение к деятельности по обеспечению защиты;

j) просит Верховного комиссара активизировать усилия, направленные на поощрение или содействие добровольной репатриации беженцев и их безопасной реинтеграции в странах происхождения, и настоятельно призывает государства способствовать этим усилиям, в том числе путем обеспечения уважения добровольного характера любых действий по репатриации и предоставления своим гражданам возможности в условиях обеспечения безопасности и человеческого достоинства возвращаться в свои дома, не подвергаясь запугиванию, произвольному задержанию или физическим угрозам при возвращении или после него;

k) приветствует недавнее присоединение Румынии и Польши к Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколу, касающемуся статуса беженцев, 1967 г. призывает государства, которые еще не сделали этого, присоединиться к этим документам, тем самым способствуя международному распределению ответственности и содействуя деятельности в ситуациях, связанных с беженцами, и их урегулированию, и призывает все государства активно поддерживать усилия Верховного комиссара по содействию присоединению к этим документам;

l) выражает признательность Верховному комиссару за промежуточный доклад об осуществлении Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженцев, 1967 г. и призывает все государства, которые еще не сделали этого, представить ответы на разосланный Верховный комиссаром вопросник об осуществлении;

m) признает ценность практики представления государствами-участниками докладов об осуществлении своих обязательств по Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г. и просит УВКБ ООН обеспечить доступ общественности к ответам государств на вышеупомянутый вопросник с согласия соответствующих государств;

n) отмечает, что растущее злоупотребление процедурами предоставления убежища может нанести ущерб институту убежища и сохранению справедливых и эффективных процедур определения статуса беженца, и ссылается на заключение № 46 (XXXVIII), в котором государства призывались обеспечить, чтобы меры, препятствующие злоупотреблению процедурами предоставления убежища, не наносили ущерба основополагающим принципам международной защиты, в том числе институту убежища;

o) признает, что создание справедливых и эффективных процедур и обеспечение доступа к ним для всех лиц, стремящихся получить убежище, являются важными элементами последовательной международной стратегии деятельности в ситуациях, связанных с беженцами, и их урегулирования, и в этой связи ссылается на заключения № 8 (XXVIII) по вопросам определения статуса беженца, № 15 (XXX) о беженцах, не имеющих страны убежища, № 30 (XXXIV) о проблеме явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайствах о предоставлении статуса беженца или убежища и № 58 (XL), касающееся проблемы беженцев и лиц, ищущих убежища, выезжающих в неорганизованном порядке из страны, где они уже нашли защиту;

p) соглашается, что с учетом важности концепции безопасной страны и того факта, что этот вопрос продолжает рассматриваться в рамках других форумов, Подкомитет полного состава по вопросам международной запиты должен продолжить дискуссию по этой концепции с целью представления заключений по этому вопросу;

q) подчеркивает возможность применения положений Конвенции 1951 г. о прекращении ее действия в случаях, когда в какой-либо стране изменение обстоятельств носит такой глубокий и длительный характер, что беженцы из этой страны более не нуждаются в международной защите и более не могут продолжать отказываться от защиты своей страной при условии, что признается, что в отношении некоторых лиц могут существовать вынуждающие обстоятельства, свидетельствующие в пользу поддержки продления их статуса беженцев, и призывает УВКБ ООН исследовать в Подкомитете полного состава по международной защите вопрос о применении положений о прекращении действия;

r) подтверждает заключение № 50 (XXXIX), вновь обращается с призывом к государствам активно исследовать меры, направленные на защиту интересов апатридов, и содействовать их применению, в том числе путем присоединения к международным документам, касающимся апатридов, и в этой связи считает, что органам по защите прав человека Организации Объединенных Наций было бы целесообразно рассмотреть проблемы безгражданства, включая проблему произвольного лишения гражданства и содержания права на гражданство;

s) с признательностью отмечает усилия Верховного комиссара по содействию развитию права беженцев посредством использования имеющихся ресурсов с привлечением внешних частных источников финансирования в призывает Верховного комиссара активизировать деятельность Управления по профессиональной подготовке, в частности посредством организации курсов профессиональной подготовки для правительственных должностных лиц и других лиц, работаюших непосредственно с беженцами и лицами, ищущими убежища;

t) с обеспокоенностью отмечает нестабильную с точки зрения безопасности ситуацию, которая существует в некоторых регионах, где размещены беженцы, и которая представляет также значительную опасность для персонала УВКБ ООН, и призывает государства обеспечить безопасность международных и местных сотрудников, работающих в этих страхах, в интересах беженцев;

u) приветствует созыв Всемирной конференции по правам человека и призывает Верховного комиссара принять активное участие в подготовке Конференция и в ее работе с учетом, в частности, того, что проблема прав человека и массового ухода заслуживает дальнейшего серьезного рассмотрения;

v) призывает Верховного комиссара продолжать надлежащим образом оказывать содействие работе международных органов по правам человека.

Комментарии:
42-я сессия Исполнительного Комитета.