Последнее обновление: Пятница, 19 июля 2019, 13:18 GMT

Узбекистан: Зловещий шлейф андижанской бойни

Издатель Хьюман Райтс Вотч
Дата публикации 13 мая 2016
Цитировать как Хьюман Райтс Вотч, Узбекистан: Зловещий шлейф андижанской бойни, 13 мая 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/57397c364.html [последняя дата доступа 21 июля 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

США, Евросоюз и другие международные акторы должны вновь призвать правительство Узбекистана к ответу за события 11-летней давности, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. 13 мая 2005 г. в Андижане на востоке страны правительственными силами были убиты сотни, преимущественно, мирных демонстрантов.

Международные институты и правительства отдельных государств должны также поставить вопрос о вопиющей ситуации с правами человека в Узбекистане на Совете ООН по правам человека. Необходимо отреагировать на упорное нежелание Ташкента сотрудничать с мониторинговыми органами ООН, сформировав принципиальную позицию по созданию механизма, который обеспечивал бы систематический мониторинг и освещение прав человека в Узбекистане.

«По прошествии 11 лет андижанская бойня и жесточайшее подавление властями любых проявлений инакомыслия в последующий период отражают вопиющую ситуацию с правами человека в Узбекистане, - говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - США, члены Евросоюза и другие государства за все эти годы так и не призвали Ташкент к ответу за расстрел демонстрантов и фактически способствовали укоренению политики подавления прав и свобод в этой стране».

В ночь на 13 мая 2005 г. вооруженные люди взяли штурмом тюрьму в Андижане - городе в Ферганской долине на востоке Узбекистана, где под стражей содержались 23 предпринимателя, арестованные по делу о «религиозном экстремизме», и захватили здания местных органов власти. В течение всего дня, тысячи безоружных людей стекались на центральную площадь, чтобы выразить свой протест против бедности, безработицы и репрессий. По толпе был открыт беспорядочный огонь БТРами и снайперами, люди оказались запертыми на площади и при попытке покинуть ее сотни человек были убиты. Позднее правительственные силы зачистили район, добивая раненых на месте.

Хьюман Райтс Вотч считает, что международные партнеры Ташкента, в том числе США и ЕС, должны недвусмысленно обозначить, что при отсутствии измеримого прогресса в области прав человека в отношении государственных структур и отдельных лиц Узбекистана, ответственных за грубые нарушения прав и свобод, будут введены адресные ограничительные меры, такие как стоп-листы и замораживание активов. Необходимо также работать в направлении введения мандата спецдокладчика по ситуации с правами человека в Узбекистане в рамках Совета ООН по правам человека.

За последний год заметного улучшения ситуации в Узбекистане не произошло. Власти во главе с авторитарным президентом Исламом Каримовым по политически мотивированным обвинениям держат за решеткой тысячи людей, среди которых правозащитники и оппозиционные активисты, журналисты, верующие, деятели искусства и другие предполагаемые критики. Многие испытывают серьезные проблемы со здоровьем и были подвержены пыткам, а их тюремные сроки произвольно продлеваются.

В ежегодном докладе Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Узбекистане признается существование широкого спектра нарушений прав человека правительством страны. Однако в Вашингтоне, как и в Брюсселе, предпочитают политику непубличного диалога, без каких-либо серьезных политических последствий за нарушения. Одновременно - и без получения каких-либо обещаний реальных перемен - США возобновили определенные элементы военного сотрудничества.

На протяжении доброго десятка лет Госдепартамент относит Узбекистан к «странам, вызывающим особую озабоченность» с точки зрения свободы религии, но Белый дом не вводит санкции, пользуясь ссылкой на интересы национальной безопасности. В то время, как причисление страны к проблемным значительно само по себе, на сегодняшний день, это не вполне адекватно отражает размах и серьезность нарушений в Узбекистане. Также, не в полной мере задействован спектр дипломатических возможностей для выражения обеспокоенности и призывов к исправлению ситуации.

В ноябре 2015 г., после отбытия 21-летнего срока заключения, был освобожден политзаключенный Мурод Джураев, однако власти отказываются раскрывать местонахождение двух других политзаключенных - Акрама Юлдашева и Нуриддина Джуманиязова. Отказ обнародовать информацию о судьбе или местонахождении лица, лишенного свободы, либо сокрытие такой информации, признается насильственным исчезновением - международным преступлением, которое запрещается при любых обстоятельствах.

В январе 2016 г. Хьюман Райтс Вотч стало известно, что 52-летний Юлдашев, один из самых известных религиозных деятелей Узбекистана, в 2010 г. умер в заключении от туберкулеза. Он должен был выйти на свободу в феврале 2016 г., однако его смерть оставалась тайной для всех, поскольку власти с 2009 г. отказывались сообщать что-либо о его судьбе или местонахождении.

В числе лишенных свободы, исключительно, за мирную реализацию своего права на свободное выражение мнений - 14 правозащитников: Азам Фармонов, Мехринисо Хамдамова, Зульхумор Хамдамова, Исроилджон Холдоров, Гайбулло Джалилов, Нуриддин Джуманиязов, Матлюба Камилова, Ганихон Маматханов, Чуян Маматкулов, Зафарджон Рахимов, Юлдаш Расулов, Бобомурод Раззоков, Фахриддин Тиллаев, Акзам Тургунов.

Еще пятеро - журналисты: Солиджон Абдурахманов, Мухаммад Бекджанов, Гайрат Михлибоев, Юсуф Рузимурадов, Дилмурод Саидов. Трое - оппозиционные активисты: Самандар Куканов, Кудратбек Расулов, Рустам Усманов. Семеро - независимые религиозные деятели и предполагаемые критики власти: Рухиддин Фахриддинов, Ботирбек Эшкузиев, Бахром Ибрагимов, Даврон Кабилов, Эркин Мусаев, Даврон Тоджиев, Равшанбек Вафоев, и Дилором Абдукодирова, которая была очевидцем андижанских событий.

Один из первых шагов, к которым США, ЕС и другие государства должны призвать Узбекистан, - это прекращение многолетнего блокирования доступа в страну для мониторинговых механизмов ООН по правам человека. С 2002 г. ни одному из них не был предоставлен доступ, правительство упорно игнорирует соответствующие запросы со стороны 14 тематических механизмов.

Члены Совета ООН по правам человека, включая США и государства Евросоюза, должны публично и в частном порядке настаивать на выполнении Узбекистаном ключевых обязательств в области прав человека в качестве условия сохранения прежнего уровня двусторонних отношений, считает Хьюман Райтс Вотч. Ташкент должен:

· Освободить всех лишенных свободы правозащитников, журналистов, политических и религиозных заключенных.

· Разрешить беспрепятственную деятельность в стране неправительственных организаций.

· В полном объеме сотрудничать со всеми профильными тематическими механизмами ООН по различным аспектам прав человека.

· Гарантировать свободу слова и СМИ.

· Выполнять конвенции о запрещении принудительного и детского труда, включая полное сотрудничество с Международной организацией труда.

· Привести свой избирательный процесс в полное соответствие со стандартами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

«Ташкент искусно продает своим партнерам желаемое за действительное, - говорит Стив Свердлов. - Правительства, которые ведут дела с Узбекистаном, должны сломать эту практику и делом отреагировать на нарушения узбекских властей».

Искать на Refworld

Страны