FIDH призывает Беларусь исполнить решение ООН по делу Алеся Беляцкого

В письме, подписанном Алесем Беляцким, председателем ПЦ «Весна» и вице-президентом FIDH, и Антуаном Бернаром, генеральным директором FIDH, FIDH призывает Беларусь выполнять свои международные обязательства в рамках структуры ООН и принять меры по исполнению решения Комитета по правам человека ООН по делу Алеся Беляцкого.

Господин Министр,

Мы обращаемся к Вам, чтобы обратить Ваше внимание на отсутствие мер по исполнению решения Комитета по правам человека ООН по делу Александра Беляцкого и призываем Беларусь выполнять свои международные обязательства в рамках структуры ООН.

Беларусь присоединилась к Факультативному протоколу к Международному Пакту о гражданских и политических правах в 1992 г. В соответствии с преамбулой и пунктом 1 данного протокола, Беларусь как государство−участник признала компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Присоединение государства к Факультативному протоколу предполагает обязательство добросовестно сотрудничать с Комитетом, в том числе выполнять его рекомендации.

По мнению Комитета, именно отказы в регистрации возглавляемой Беляцким правозащитной ассоциации «Весна» воспрепятствовали реализации ее членами своих прав. Приговор Беляцкого к 4,5 годам лишения свободы за действия, связанные с получением и расходованием средств на финансирование организации, был прямым следствием нарушения свободы ассоциации. При рассмотрении дела белорусские суды отвергли доказательства того, что эти средства предназначались и использовались именно на указанные цели, не являлись личным доходом А. Беляцкого и не рассматривали дело с точки зрения гарантий права на свободу ассоциации. В этих условиях привлечение Александра Беляцкого к уголовной ответственности Комитет расценил как нарушение этого права.

Комитет по правам человека также заключил, что содержание под стражей Александра Беляцкого в период предварительного расследования имело произвольный характер, поскольку решение об аресте принималось прокурором, а не судом, и основывалось лишь на тяжести предъявленного обвинения, а не на фактах, свидетельствующих о необходимости и целесообразности данной меры.

Комитет признал, что в процессе уголовного преследования Александра Беляцкого была нарушена презумпция невиновности, что проявилось в информации государственных СМИ и высказываниях Президента, которые до вступления в законную силу приговора суда утверждали о виновности Александра Беляцкого, а также в том, что во время судебных заседаний его содержали в клетке и доставляли в суд в наручниках.

В Соображениях, принятых 24 октября 2014 г. Комитетом по правам человека ООН по Сообщению № 2165/2012 по делу Александра Беляцкого, представленного во время его заключения его законными представителями Натальей Пинчук и Антуаном Бернаром, КПЧ указал на нарушения ст. 9 (произвольное задержание), ст. 14 (2) (презумпция невиновности), ст. 22 (1) (свобода ассоциаций) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Комитет потребовал от государства-участника Беларуси принять в течение 180 дней с даты принятия Соображений меры, которые привели бы к эффективному и действенному средству правовой защиты в отношении Александра Беляцкого, включая (а) пересмотр ходатайства о регистрации возглавляемого им объединения «Весна» в соответствии с критериями, соответствующими требованиям статьи 22 Пакта; (b) аннулирование судимости; и (с) надлежащую компенсацию, включая возмещение понесённых судебных издержек. Государство-участник также обязано предотвращать подобные нарушения в будущем. В связи с этим, государство-участник должно пересмотреть национальное законодательство, чтобы обеспечить его соответствие требованиям статьи 22 Пакта.

Пересмотр заявления о регистрации объединения «Весна» в соответствии с критериями, соответствующими требованиям статьи 22 Пакта

Ни одно из заявлений о регистрации, представленных объединением «Весна» в 2007 и 2009 годах, не были положительно рассмотрены Министерством юстиции.

Комитет установил, что отказ государства-участника в регистрации объединения «Весна» напрямую повлёк признание незаконным деятельность его незарегистрированной организации на территории государства-участника, обстоятельство, которое легло в основу приговора в отношении А. Беляцкого. Суд не принял во внимание доказательства того, что средства на счетах за рубежом были получены и использованы на законные цели объединения «Весна». Более того, А. Беляцкий не был бы вынужден действовать с использованием зарубежных счетов, а соответственно не был бы признан виновным и приговорен, если бы в 2007 или 2009 году власти Беларуси, в соответствии с их обязательствами в рамках Пакта, законно зарегистрировали объединение, возглавляемое им, и обеспечили возможность легального получения иностранной финансовой помощи.

Аннулирование судимости в отношении А. Беляцкого

Судимость А. Беляцкого не была аннулирована. Мы подчеркиваем, что, в соответствии с выжеизложенными Соображениями Комитета, обвинительный приговор А. Беляцкому должен быть отменен и, таким образом, судимость аннулирована, а не снята.

Пока судимость не аннулирована (в течении 7 лет после освобождения), А. Беляцкий имеет правовой статус лица, осужденного за совершение преступления. К лицам с судимостью применяется ряд правовых ограничений. Кроме того, в течении всего этого времени А. Беляцкий будет находиться на так называемом «профилактическом учете», что обязывает его раз в месяц отмечаться в органах внутренних дел и следить за соблюдением установленных «профилактических» ограничений и обязанностей (уведомлять органы внутренних дел в случае выезда за пределы страны более чем на месяц, информировать об изменении места жительства и т.д.). Совершение судимым лицом трёх административных нарушений (за совершение которых предусмотрен административный арест), влечет установление так называемого «превентивного надзора». В свою очередь, нарушение превентивного надзора может привести к административной ответственности в виде штрафа или административного ареста. Третье нарушение в течение года может привести к лишению свободы на срок до одного года.

В июле 2015 года А. Беляцкий обратился в прокуратуру Первомайского района г. Минска с просьбой пересмотреть судебное дело с учетом новых обстоятельств, а именно решения Комитета по правам человека ООН. 7 августа 2015 г. Прокуратура Первомайского района г. Минска рассмотрела заявление А.Беляцкого о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам и посчитала, что «оснований для рассмотрения обращения как заявления о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам не имеется».

Мы хотели бы еще раз отметить, что Беларусь взяла на себя обязательство сотрудничать с Комитетом ООН по правам человека и выполнять его рекомендации в соответствии с Факультативным Протоколом к Пакту. Таким образом, требования Комитета принять меры по аннулированию судимости и другим правовым средствам защиты прав А. Беляцкого являются новыми обстоятельствами по судебному делу А. Беляцкого, которое должно быть пересмотрено.

Адекватная компенсация, включая возмещение понесённых судебных издержек

На сегодняшний день, А. Беляцкому не было предоставлено адекватной компенсации, а судебные издержки, понесённые А. Беляцким, не были возмещены.

Адекватная компенсация, в том числе возмещение понесённых издержек, могут быть предоставлены только после отмены обвинительного приговора. Мы призываем Вас принять все необходимые меры, чтобы дело А. Беляцкого было повторно рассмотрено судом и его приговор отменен, в соответствии с требованиями Комитета по правам человека ООН.

Комитетом также были установлены нарушения статей 14 и 9 Пакта, касающихся произвольного задержания и презумпции невиновности А. Беляцкого. При этом, государством-участником не было продемонстрировано намерения по его реабилитации. Также А. Беляцкий не получил ни финансовой компенсации морального ущерба, причинённого судебным разбирательством и его заключением под стражу, ни компенсации за дорогостоящие издержки на правовую защиту.

Обязательство предотвращать подобные нарушения в будущем: пересмотр внутреннего законодательства, чтобы обеспечить его соответствие требованиям статьи 22 Пакта

Беларусь не предприняла каких-либо шагов по реформированию ограничительного законодательства, регулирующего деятельность НПО. Не была отменена статья 193-1 Уголовного кодекса Беларуси, которая предусматривает уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации. Хотя вышеупомянутая статья не применялась с 2008 года, активисты по-прежнему находятся под угрозой штрафа, ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет в результате их работы в незарегистрированной организации.

Законодательство, препятствующие иностранному финансированию организаций гражданского общества, не было отменено или изменено: получение иностранной помощи по-прежнему должно пройти процедуру регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами президента РБ. Таким образом, процедура осуществляется на усмотрение президентского аппарата, что в свою очередь может привести к произвольным отказам. Указанное выше законодательство по-прежнему нарушает статью 22 Пакта, запрещающую любое ограничение права на свободу ассоциаций, кроме целей, необходимых в интересах национальной и общественной безопасности.

Использование иностранной помощи без регистрации, как и другие нарушения законодательства об иностранной безвозмездной помощи, подлежат уголовной ответственности в соответствии со статьей 369 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Мы хотели бы довести до вашего сведения, что после принятия 24 октября 2014 года Комитетом Соображений по Сообщению относительно нарушения прав г-на Беляцкого, многочисленным объединениям в Беларуси было отказано в регистрации. Государство-участник отказалось зарегистрировать объединения на основе исключительно технических причин, некоторые из которых, как представляется, несовместимы с Пактом.

Постоянные отказы в регистрации объединений основаны на существующем белорусском законодательстве. Закон «Об общественных организациях» позволяет избирательный подход регистрирующего органа к вопросу регистрации того или иного объединения. Именно это и приводит к тому, что в регистрации отказывают по исключительно техническим вопросам, а не по основаниям, указанным в ст. 22 Пакта (допустимые ограничения свободы ассоциаций).

Одним из существенных препятствий для регистрации объединения является необходимость оформить юридический адрес в нежилом фонде недвижимости. Часто собственники недвижимости отказываются предоставлять помещения в наём для НПО, деятельность которых не приветствуется властями страны, что соответственно служит основанием для отказа или отмены регистрации.

Как свидетельствуют эти и другие примеры, Соображения, принятые Комитетом по Сообщению № 2165/2012 относительно обязательства предотвращать подобные нарушения в будущем, будь то пересмотр внутреннего законодательства или посредством практики по отношению к независимым объединениям, были полностью проигнорированы белорусскими властями.

Мы призываем Вас принять все необходимые меры для исправления совершённых против А. Беляцкого нарушений, и выполнить свои обязательства в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах: соблюдать право на свободу ассоциаций, право на справедливое судебное разбирательство и право на свободу и личную неприкосновенность.

Также настоятельно рекомендуем разработать конкретный план действий, который бы привел национальное законодательство в соответствие с обязательствами в рамках Пакта, положил конец произвольным отказам в регистрации организаций гражданского общества, в том числе «Весны», преследованиям и давлению на членов объединений, которые защищают права человека.

С уважением,

Александр Беляцкий,
председатель Правозащитного центра «Весна»,
вице-президент FIDH

Антуан Бернар,
Генеральный директор FIDH

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.