Последнее обновление: Среда, 06 ноября 2019, 06:26 GMT

Терпимость к религии и убеждениям необходима на рабочем месте

Издатель Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
Дата публикации 2 января 2015
Цитировать как Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Терпимость к религии и убеждениям необходима на рабочем месте, 2 января 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/54bcc64f4.html [последняя дата доступа 13 ноября 2019]

Для большинства сотрудников работа - это не только место, где они зарабатывают деньги, - отметил Специальный докладчик ООН по вопросу о свободе религии Хайнер Билефельдт.

«Помимо обеспечения дохода, рабочее место представляет собой важную часть повседневной жизни работника и оказывает значительное влияние на его самооценку, социальные связи и участие в жизни сообщества и общества в целом», - сказал он.

Билефельдт считает, что по причине такой высокой значимости рабочего места в повседневной жизни нужно решить проблему религиозной нетерпимости и дискриминации на работе.

Билефельдт представил эти комментарии в рамках презентации своего доклада о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости на 69-й сессии 3-го Комитета Генеральной Ассамблеи ООН. Его доклад сосредоточен на вопросе свободы религии и убеждений на рабочем месте, который, как он считает, требует большего изучения по той причине, что работа занимает центральное место в жизни людей.

Он пояснил, что существует множество причин для нетерпимости в отношении религии и убеждений на рабочем месте. К ним относятся ранее сформировавшиеся предрассудки о религии или убеждениях меньшинств, которые могут испортить атмосферу на рабочем месте, или даже государственные и частные работодатели, использующие понятие «нейтральности» корпоративного имиджа, чтобы ограничить открытое проявление религиозной идентичности на работе.

Также существуют косвенные формы дискриминации на основе религии и убеждений, зачастую скрытые в, казалось бы, «нейтральных» правилах, как сообщил Билефельдт. Например, праздничные дни обычно отражают доминирующую религиозную культуру.

Довольно часто нетерпимость основывается на непонимании, как говорит Билефельдт. Например, возможно предположение, что меры «разумного приспособления» к религии и убеждениям приведут к фаворитизму в ущерб принципу равенства.

«Борьба с дискриминацией требует всестороннего подхода к искоренению прямых и косвенных форм дискриминации на основе религии или убеждений», - сказал он. «Культура доверительного и уважительного общения необходима для того, чтобы выявить особые нужды лиц, принадлежащих к меньшинствам, образованным по религиозному признаку или на основе убеждений».

Билефельдт дал ряд рекомендаций для борьбы с прямыми и косвенными формами дискриминации на основе религии или убеждений. К ним относится принятие государствами более эффективных законов для борьбы с дискриминацией, которые охватывали бы сферу трудоустройства в государственных и частных учреждениях; обеспечение государствами подготовки по вопросам разнообразия и консультативных услуг для государственных и частных работодателей по вопросам религиозной терпимости; и разработка работодателями мер разумного приспособления к разнообразию в области религии и убеждений, а также применение принципа равенства на рабочем месте с учетом контекста.

Он заявил, что любые ограничения права исповедовать свою религию или убеждения на рабочем месте, если они считаются необходимыми, должны быть конкретными и строго определенными; то есть, они должны быть явно необходимы для достижения законной цели, а также быть соразмерны этой цели.

Билефельдт отметил, что государственные и частные учреждения могут успешно обсуждать пути «разумного приспособления» к религиозному разнообразию.

«Одним словом, при наличии доброй воли всех сторон, в большинстве случаев можно найти практические решения», - сказал он.

Искать на Refworld